Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Преподавание темы Холокоста в малокомплектной школе

Дата публикации: 2019-12-25 11:36:20
Статью разместил(а):
Битюкова Любовь Викторовна

Преподавание темы Холокоста в малокомплектной школе

Teaching of the Holocaust at ungraded school

 

Авторы:

Битюкова Любовь Викторовна

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ», пос. Новая жизнь, Тамбовская область, Россия

e-mail: bitluba2011@yandex.ru 

Bitiukova Liubov Viktorovna

Streletskaya Secondary School, Novaya Zhizn, Tambov region, Russia.

e-mail: bitluba2011@yandex.ru

Толстопятова Светлана Юрьевна

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ», пос. Новая жизнь, Тамбовская область, Россия

e-mail: tolstopyatova.svet@yandex.ru 

Tolstopyatova Svetlana Yurievna

Streletskaya Secondary School, Novaya Zhizn, Tambov region, Russia.

e-mail: tolstopyatova.svet@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье обоснована актуальность изучения истории Холокоста, показана значимость этой темы для нравственного воспитания подрастающего поколения, предлагаются подходы к изучению темы Холокоста в системе начального образования. В статье приводятся ответы на часто встречающий вопрос о причинах необходимости изучения этой темы и сохранения памяти об одной из самых больших трагедий XX века.  

Abstract: The authors of the article justify the relevance of teaching of Holocaust history, it shows the importance of this theme for moral education of youth, they offer approaches to teaching Holocaust in primary education system. The authors of the article reproduce responses on frequently asked question about the reasons why we should study this theme and keep the memory of one of the biggest tragedies of XX century.


Ключевые слова: Холокост, геноцид, толерантность, нравственные уроки Холокоста.

Keywords: Holocaust, genocide, tolerance, moral lessons of Holocaust.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Дети, Холокост … как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи … Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.

Изучение военного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.

В начальной школе, к сожалению, тема Холокоста вообще не рассматривается. Внеклассные мероприятия, где можно рассказать о второй мировой войне, о фашистских зверствах и о лагерях смерти. Тема толерантности включается в план воспитательной работы и обсуждается на классных часах.

Величайшая трагедия человеческой истории, и с ней лицом к лицу 7-10-ти летние "сегодняшние" дети, дети трудного, но мирного времени.

Огромное влияние на историческое сознание детей оказывают СМИ и Интернет. Чаще всего это воздействие бывает негативным, нанося огромный ущерб делу воспитания детей. Жестокость, насилие, разбой, ужасы – вот, что впитывают наши дети, просматривая зарубежные художественные фильмы и мультфильмы, в которых зачастую даже нет смысла… Такими сейчас становятся наши дети.

Нужно ли им говорить о Холокосте? Как достучаться до их сердец, не раня, не напугав, не вызывая чувство мести, ожесточения и ненависти? 

Как объяснить им масштаб трагедии, как, не углубляясь в документальные подробности, донести до них чудовищную суть катастрофы?

В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Таких примеров очень много.  Это геноцид советского народа во время Второй мировой войны 1941-1945гг., тогда же полному уничтожению подлежали еврейский народ, который пострадал не только от рук фашистской Германии и получил название «Холокост», цыгане, люди с ограниченными возможностями, а также славянские народы, часть которых должна была стать рабочей силой, а остальная уничтожена.  Геноцид малочисленного осетинского народа, примером которого является захват боевиками школы №1 г. Беслана. Мало кто знает о чудовищном расстреле осетинских беженцев (женщин и детей) на Зарской дороге 20 мая 1992 г… 

Жажда власти, денег и территориального преимущества делает людей жестокими. Человечество начинает жить по законам джунглей, уничтожая друг друга. Почему нелюди начинают убивать женщин и детей? Да потому, что женщины – это настоящее, а дети – будущее. Уничтожив будущее, легко овладеть настоящим. Именно поэтому о Холокосте (геноциде) надо говорить нашим детям как можно раньше, воспитывать толерантное отношение к другим народам, чтобы такие страшные события в мире не повторялись, чтобы всегда помнить о Холокосте, Беслане, Украине, о безвинных жертвах: детях и взрослых, погибших и погибающих, потому что кто-то родился осетином или русским, иудеем или мусульманином.

Холокост - не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически Холокост - это прежде всего симптом летальной социальной болезни - человекофобии, охватившей все человечество. Кто знает о болезни, тот имеет шанс излечиться...

Основываясь на своём опыте преподавания Холокоста в начальной школе, для себя сделали вывод, что детям нужно говорить о Холокосте.  Это не только разговор об ужасах колоссальной трагедии, это разговор и о любви, великая сила которой противостояла ненависти.

Разговор о Холокосте - это рассказ о терпимости и о великом мученическом терпении целого народа, взвалившего на свои плечи все грехи мира. " Несомненно, Освенцим еще раз доказал, что евреи - особый народ.

Разговор о Катастрофе - это разговор о неистребимой надежде, о великом мужестве не покорившихся, об отчаянном героизме восставших, о подвиге не оставшихся в стороне.

И самое главное - разговор о Холокосте — это рассказ о победе, о неизбежной наказуемости зла, о торжестве справедливости.

Зачем говорить о Холокосте в начальной школе?

При встрече с несправедливостью, все дети 7-10 лет, за редким исключением, вступают в борьбу с источником несправедливости, выбирая ту или иную форму протеста, всё принимая близко к сердцу, никогда не оставаясь в стороне. Поэтому при разговоре с детьми о Холокосте в начальной школе определяющим становится этический и нравственный аспекты.

Наш первый разговор с детьми на эту тему состоялся 2 года тому назад, когда нас пригласили обучающиеся старших классов на внеклассное мероприятие по теме Холокост. Предложили детям предварительно рассказать о том, что они знают о войне. Их познания в этой области представляли собой невообразимую по нелепости путаницу, которую извлекли из американских боевиков и диснеевских мультиков. И вот, с того мероприятия, с того самого 2-го класса и начался наш разговор о Холокосте.

Перед тем, как начинать подготовку к проведению уроков и мероприятий, необходимо ознакомиться с литературой, просмотреть документальные и художественные фильмы, посвященные Холокосту. В этот период происходит становление личности ребенка, и общение с взрослыми является одним из важнейших условий его развития. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, "врасти" в культуру, в которой он живёт. Детей в этом возрасте отличает феномен "морального реализма" (Ж. Пиаже), проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его". (Из книги Ветровой В.В. "Уроки психологического здоровья") Мы думаем, что компетентный, искренний, этически нормированный, эмоциональный, а, главное, взаимный разговор о Холокосте с детьми в начальной школе возможен, нужен и послужит основой для формирования у будущих подростков той самой толерантной позиции, так необходимой для нормального существования человеческого сообщества.

Цикл уроков и мероприятий по изучению темы Холокоста в 3 классе.

Урочная деятельность.

·        Литературное чтение 

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

·        Изобразительное искусство  

«В весеннем небе – салют Победы»

·        Окружающий мир

«Путешествие в Иерусалим»

(Израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд Вашем»).

Внеурочная деятельность  

·        Уроки милосердия. «Жертвенная любовь» (Праведники народов мира.  В настоящее время это звание получили более 23 800 граждан из 50 государств мира.)

           «Библейские законы войны».

Внеклассные мероприятия 

·        Тематические классные часы

«Ночи той хрустальный звон»

«Толерантность – путь к миру»

·        Киноуроки:

«Мальчик в полосатой пижаме» (Режиссер: Марк Херман)

Список Шиндлера (Режиссер: Стивен Спилберг)

Блокадный дневник Тани Савичевой (Режиссер: А Снегирев)

Дневник Анны Франк (Режиссер Д.Стивенс)

·        Читательская конференция. Книга Ирит Абрамски «Три куклы» (Издана на русском языке в Иерусалиме)

·        Конкурсы чтецов «Память о Холокосте»

·        Конкурсы рисунков «Голос прошлого»

·        Мероприятие: «9 мая – это праздник со слезами на глазах»

При подготовке к урокам и мероприятиям по преподаванию темы Холокоста в начальной школе, следует:

-         учитывать преобладание эмоционального восприятия у детей младшего школьного возраста; 

-         использовать индивидуальный подход к каждому ребенку; 

-         выстраивать уроки так, чтобы они были необычными, последовательными, учитывая сжатые календарные сроки. 

 

Список литературы:

1. Альтман И.А., Прокудин Д.В. «Холокост: взгляд учителя» Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси. Москва 2005г.

2. "Бабий Яр" К пятидесятилетию трагедии 29, 30 сентября 1941года. Издательство "Библиотека — Алия" 1991г.

3. Брухфельд С, Левин П. А.  "Передайте об этом детям вашим..." Москва "Текст" 2000г.

4. Мише А. "Внимание: евреи!". Культурно – просветительское объединение "Хора". Москва 1990г.

5. "Освенцим-трагедия 20-го века". Каталог выставки. Москва 1995г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN