Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности учебного процесса в рамках инклюзивного образования

Дата публикации: 2019-12-12 18:43:47
Статью разместил(а):
Мерзликина Екатерина Петровна

Особенности учебного процесса в рамках инклюзивного образования

Features of the educational process in the framework of inclusive education 

 

Автор: Мерзликина Екатерина Петровна

МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.

email: kat555kat@list.ru

Merzlikina Ekaterina Petrovna

School № 65, Krasnoyarsk, Russia

email: kat555kat@list.ru 

 

Аннотация: В данной статье описан опыт одной из красноярских школ, работающей в рамках базовой площадке по внедрению инклюзивного образования, реализующей индивидуальные программы обучения для детей с разной нозологией. В сжатом виде представлена система работы образовательного учреждения в данном направлении, отражены важнейшие аспекты, позволяющие достигать положительных результатов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

Abstract: This article describes the experience of one of the Krasnoyarsk schools working within the framework of the basic platform for the implementation of inclusive education, which implements individual training programs for children with different nosologies. The system of work of the educational institution in this direction is presented in a concise form, the most important aspects are reflected that allow achieving positive results in teaching and raising children with special educational needs. 

Ключевые слова: инклюзия, учащиеся с ОВЗ, базовая площадка.

Keywords: inclusion, students with disabilities, base site.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В последние годы в отечественном образовании одной из приоритетных задач является повсеместное развитие и внедрение инклюзии во все этапы образовательного процесса. Однако у образовательных учреждений и на сегодняшний день возникает огромное количество вопросов, касающихся инклюзивного образования, начинающихся с окружающей ребенка образовательной среды и заканчивающихся основными: «чему» и «как» учить?

Для решения проблемы нехватки информации и соответствующего опыта в Красноярском крае Приказом главного управления образования администрации города Красноярска № 480 П от 23.10.2017 г. утверждены 11 базовых площадок на основе ОУ разных районов города.

Городская базовая площадка – учреждение, предоставляющее образовательные услуги обучающимся с ОВЗ, занимающееся разработкой и апробацией моделей реализации инклюзивного образования, создающее материально – технические, кадровые и другие условия для реализации права на образование и равного доступа для всех детей.

Большое внимание при этом уделяется необходимой документации на всех этапах нахождения ребенка в ОУ (входные диагностические данные у всех специалистов, мониторинг динамики, регулярное отслеживание образовательного маршрута, анализируемое на заседаниях школьного консилиума). И именно базовые площадки в этом случае могут помочь, делясь информацией о своих наработках во время проведения у себя семинаров, круглых столов или дней открытых дверей.

Помимо консультационной помощи в содержании документации каждого специалиста, у образовательного учреждения, не имеющего опыта работы включения детей с ОВЗ, возникает вопрос о повседневных процессах обучения, о непосредственной работе учителя и ученика. Учебное пространство, учебные процессы, учебная среда – все адаптируется под требования ребенка и именно в этом состоит самое существенное отличие от схожего процесса интеграции обучающегося с особыми потребностями.

Необходимо понимать, что для достижения поставленной цели (создание подходящей образовательной среды) кадровый вопрос является первоочередным. Речь идет о наличии у педагога специального образования или прохождения курсов спецпедагогики. Важность этого аспекта трудно переоценить. Инклюзия предполагает попадание в образовательное учреждение ребенка с любой нозологией и эффективность учебного процесса напрямую зависит от знания и понимания учителем всех особенностей того или иного состояния.

В нашей школе, муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 65», являющимся одной из базовых площадок города, среди учителей, работающих в специальном коррекционном корпусе, то есть тех, кто непосредственно работает с детьми с особыми образовательными потребностями, это число составляет 100 %. А это значит, что педагог, дающий всем учащимся одинаковую базу знаний, владеет основами коррекционной педагогики и специальной психологии, понимает особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из примеров такой работы могут служить некоторые особенности в образовательном процессе детей с задержкой психического развития. Данная категория обучающихся составляет самую большую группу среди детей с ОВЗ и характеризуется низким уровнем познавательной активности, общего психофизического развития и пониженной работоспособностью.

Обучением детей с задержкой психического развития специальный коррекционный корпус средней школы № 65 города Красноярска занимается в общей сложности уже более 30 лет, с 1987 года. За эти годы накоплен большой опыт, имеются методические «наработки», апробированы методы и приемы, выявлены и используются наиболее эффективные из них. Одним из основных нарушений попадающих к нам детей (большинство приходит из других ОУ с неудовлетворительными оценками в течение учебного года) является ярко выраженная несформированность всех компонентов речи. Данную проблему решаем совместно, всеми специалистами. Речевой материал на уроке русского языка, который дается для диктанта, контрольного списывания или упражнения на закрепление, всегда согласуется с логопедом, ведущим данный класс.  

Большим и существенным плюсом является малая наполняемость наших классов (до 12 человек), что позволяет регулярно использовать индивидуальный подход. Для усвоения учебного материала нашими педагогами активно используются схемы – опоры (для составления и решения задач вплоть до 4 класса); повторное прохождение трудных тем, подбор дополнительных заданий из разных источников. Слабость мыслительных функций выражается в том, что сложные, многозвеньевые  инструкции им недоступны. Поэтому особую роль играет поэтапное объяснение и  обобщение проделанной на уроке работы.

Специфической чертой, сопровождающей процесс обучения детей с ЗПР, является их высокая истощаемость, утомление и как следствие снижение работоспособности, низкое качество выполняемых работ. Важно предупредить наступление этого состояния, выходом будет смена деятельности, нестандартные задания, сокращение этапов урока по длительности.

Постоянный контроль динамики предметных и личностных достижений, тесное взаимодействие специалистов, учет индивидуальных особенностей психофизического развития - все это необходимо для наиболее оптимального подбора технологий и методик для развития и реабилитации, что в свою очередь и делает каждодневную работу такого учителя с таким учеником уникальной.

 

Список литературы:

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С. В., представленный 7. 12. 2010 года в рамках Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее". - С. 102

2. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование N 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С. 302

3. Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы (Приложение к Указу Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 N 258 - уг)

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN