Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Интерактивная доска на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2019-10-30 09:54:48
Статью разместил(а):
Семенова Наталья Владимировна

Интерактивная доска на уроках в начальной школе

Interactive whiteboard in elementary school

 

Автор: Семенова Наталья Владимировна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», с. Московское, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия.

e-mail: natalya-semenova-67@mail.ru

Semenova Natalya Vladimirovna

Moscovskaya Secondary School named after A.P. Kyshtymova, the village of Moscovskoe, Ust-Abakan district, the Republic of Khakassia

e-mail: natalya-semenova-67@mail.ru

 

Аннотация: В статье описан положительный педагогический опыт использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах сельской школы.

Annotation: The article describes the positive pedagogical experience of using the SmartBoard interactive whiteboard in the lessons in the primary grades of a rural school.

Ключевые слова: интерактивная доска, начальная школа.

Keywords: interactive whiteboard, elementary school.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Практически каждый кабинет большой городской школы оснащен интерактивным оборудованием. В сельской местности интерактивная доска, хотя и не является в настоящее время диковинкой, но распространена не так широко. Поэтому, когда оборудование появилось в нашей школе, пришлось очень быстро его осваивать и встраивать в образовательную деятельность. В течение нескольких лет я использую на уроках возможности интерактивной доски SmartBoard, которая стационарно установлена в кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Любой урок имеет двух субъектов взаимодействия - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Почти у каждого ребенка в начальной школе сегодня есть смартфон, у большинства учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

Изучив возможности доски, я пришла к выводу: поскольку требованиями ФГОС НОО определено содержание, а структура, цели, задачи уроков необходимо выстраивать так, чтобы достичь определенных образовательных результатов, то интерактивная доска служит вспомогательным средством, позволяющим облегчить формирование универсальных учебных действий.

Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

В образовательной деятельности интерактивную доску использую

• как обычную доску для обычной работы в классе, только мел заменён электронным карандашом;

• как демонстрационный экран для показа слайдов, наглядного материала, фильмов, для визуализации учебной информации изучаемого;

• как интерактивный инструмент для работы с использованием специализированного программного обеспечения.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать, достаточно показать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, учащийся сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в ходе урока.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках классно-урочной системы

Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса  легко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».

Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.

На доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Используя интерактивную доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.

Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации образовательной деятельности, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности.

Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в образовательную деятельность. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными. Таким образом, получается научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.

 

Список литературы:

1. Новикова Е.В., Гасымов М.Ф. и др. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами, Москва, Полимедиа, 2007. 

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN