Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проблемы и возможности одарённых детей

Дата публикации: 2019-01-06 12:07:11
Статью разместил(а):
Масюткина Инна Ивановна

Проблемы и возможности одарённых детей

Challenges and opportunities for gifted children

 

Автор: Масюткина Инна Ивановна

МОУ "Школа № 7", г. Воскресенск, Россия

E-mail: inna.masyutkina@yandex.ua

Masyutkina Inna Ivanovna

School № 7, Voskresensk, Russia

E-mail: inna.masyutkina@yandex.ua

 

Аннотация: Статья посвящена личностным особенностям и проблемам одарённых детей. Учитывая особые потребности и возможности детей с  одаренностью, а также цели обучения таких детей, автор выделяет необходимые требования к программам обучения.

Abstract: The article is devoted to the personal characteristics and problems of gifted children. Taking into account the special needs and opportunities of children with  talent, as well as the goals of teaching such children, the author highlights the necessary requirements for training programs.

 

Ключевые слова: одарённость, особенности личности, попеременное обучение.

Keywords: giftedness, personality traits, alternate training.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Быть одарённым – непростая ноша. И понимание личностных особенностей одарённого ребенка учителями и родителями становится особенно важным в случае так называемой «скрытой одарённости»

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Особенности личности высокоодарённого ребенка:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.

2. Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.

3. Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.

4. Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка.

В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается активным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Одарённость - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. 

Все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.

 Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны: 
– включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; 
– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний; 
– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемы обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 
– учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 
– содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; 
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 
– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации; 
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности; 
– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; 
– включить элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одарённого ребенка. 

К разработке содержания учебных программ применяются три основные стратегии. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение, углубление и обогащение.
Ускорение (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения, т.е. быстрое продвижение к высшим познавательным уровням). Ведь когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Поэтому в этой ситуации очень целесообразно использовать стратегию ускорения. Но при этом нужно не забывать основные требования включения учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, а именно:
• учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
• дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
• необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Считается, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Ускорение позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития .

Существуют некоторые формы ускорения, например раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой – есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и в эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

Занятия в другом классе (Попеременное обучение). Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что позволяет им заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками, что дает одаренным детям возможность для общения с ними. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок. В последний год (или несколько лет) одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне. 

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей. Однако одна такая форма наименее эффективна.

Стратегия ускорения нуждается в сочетании со стратегиями обогащения и углубления. 
Углубление. Данная стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Например, такая форма углубления, как перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности и интересы. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) – в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. В нашей школе это профильное обучение в старших классах.

Обогащение. Эта стратегия ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Она предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Одаренный учащийся в этом случае получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому и программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. 

В заключение стоит отметить, что изучение методики воспитательной работы с одаренными детьми необходимо для многих взрослых – и психологов, и педагогов, и, конечно же, родителей. Взрослым важно понимать, что такое способности и одаренность, каким образом они взаимосвязаны и чем отличаются друг от друга, чем обусловлено развитие одаренного ребенка.

 

Список литературы:

1. Азаров, Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований: воспитание школьников.  2009.

2. Баркан, А. И. Дети нашего времени. 2010.

3. Гришакина, О. П. Учитель и одаренные дети : мастер-класс. 2009.

4. Карпова, С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми. Педагогика.  2011. 

5. Общая психология/ Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 2001. - С 361-362.

6. Юркевич Виктория Соломоновна Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность.

7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993

8. Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1998. - С 139-140.

9. Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN