Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2018-12-31 14:34:43
Статью разместил(а):
Кочетова Ирина Ивановна

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

The technology of problem-dialogical education in primary school lessons

Автор: Кочетова Ирина Ивановна

Учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 2", Светлоград, Россия

E-mail: irina.kochetova2@yandex.ru

Author: Kochetova Irina Ivanovna

Primary school teacher Secondary School No. 2, Svetlograd, Russia

E-mail: irina.kochetova2@yandex.ru

Аннотация: В этой статье определена сущность проблемно-диалогического урока. Представлены примеры побуждающего и подводящего диалогов.

Annotation: This article defines the essence of the problem-dialogical lesson. Presents examples of prompting and summing up dialogs.

Ключевые слова: проблемно-диалогический урок, побуждающий диалог, подводящий диалог.

Keywords: problem-dialogue lesson, encouraging dialogue, leading dialogue.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога, исходя из своего опыта, дополню необходимостью создания для этого педагогических условий.

Что дает проблемно-диалогический урок ученику, лично мне? Проблемно-диалогический урок – мощный источник мотивации познавательной деятельности: активизирует и направляет мышление; обеспечивает качественное усвоение знаний; приучает детей думать, творчески мыслить; развивает интеллектуальные способности ученика; воспитывает активную личность.

Проблемно-диалогический урок.

- результативный (обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности);

- метапредметный (освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую);

- здоровьесберегающий (снижение нервно-психических нагрузок за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний).

Учащиеся активно мыслят, больше говорят, контактируют, им очень нравится объяснять увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, позволяет обеспечить понимание нового знания каждым учеником. Но главная ценность, по-моему мнению, - учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер (по новым ФГОС одно из требований к результатам обучающихся -личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).

Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Как распределяются функции между участниками образовательного процесса? Ученик выполняет функцию первооткрывателя, у него формируются:

- исследовательский интерес;

-  коммуникативность;

- уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения.

Я (учитель) выступаю в роли организатора, партнёра - оказываю адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

При проведении проблемно-диалогического урока изменяется структура. Основные этапы урока:

1. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения, применение знаний учениками.

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Это два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Сообщаю тему, используя мотивирующий приём.

Побуждающий диалог.

«Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребёнка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полёте легко сбиться с курса и попасть не туда».

Е.Л. Мельникова.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

На этапе постановки проблемы сначала создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Но при этом недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (нет). На неожиданную формулировку учебной проблемы откликаюсь следующим образом. Сначала говорю слово «так», чтобы показать ученику, что его мысль услышана и принята к сведению, а затем побуждаю учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет высказаться? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

На этапе поиска решения проблемы побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для меня, поскольку требует осуществления четырёх педагогических действий: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятие выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающую» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть предложения, гипотезы?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Ну а если не срабатывает и подсказка, то сама завершаю диалог сообщением решающей гипотезы. Реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально нейтральным словом «так» и кивком головы. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению. При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Если не срабатывает и подсказка, то план действий в готовом виде предлагает учитель.

Урок математики в З классе по теме: «Умножение на двузначное число».

Постановка проблемы.

- Решите примеры:      12 ∙ 7        5 ∙ 11       6 ∙ 30      32 ∙ 12

- Смогли выполнить задание?

- Не смогли решить последний пример.

- Чем этот пример не похож на предыдущие?

- Это новое умножение. Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.)

- Какова сегодня тема урока? – Умножение на двузначное число. (Тема.)

Поиск решения проблемы (открытие нового).

Гипотезы

1. Посчитать на калькуляторе.

2. Заменить сложением одинаковых слагаемых 32 ∙ 12= 32 +32+32

3. Применить распределительное свойство 32 ∙ (10 +2), (30 +2) ∙ 12.

Вывод: чтобы умножить двузначное число на двузначное надо один из множителей заменить суммой разрядных слагаемых, а затем каждое слагаемое умножить на второй множитель, полученные результаты сложить.

Подводящий диалог.

«Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения».

Е. Л. Мельникова.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы.

На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, т.е. веду к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Урок русского языка в З классе по теме «Сложные слова».

Постановка проблемы.

- Выделите корень в словах: лесной, тропинка, летает, мухоловка.

мухоловка                  мухоловка                    мухоловка

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове мухоловка?

Поиск решения проблемы (открытие нового).

- Что означает слово мухоловка?

- Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове мух? Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни лов и мух в слове мухоловка?

- Сколько же корней в слове мухоловка?

- Как бы вы назвали слова, в которых два корня?

Вывод: сложными называются слова с двумя корнями.

Мотивирующий приём.

И наиболее простой метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызывая к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно». Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

 

Список литературы:

1. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя //М., АПКиПРО. – 2002. – Т. 2006. – С. 168

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN