Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Учебные ситуации для формирования регулятивных УУД младших школьников

Дата публикации: 2018-12-31 13:56:27
Статью разместил(а):
Кочетова Ирина Ивановна

Учебные ситуации для формирования регулятивных УУД младших школьников 

Educational situations for the formation of regulatory universal educational actions younger schoolchildren

Автор: Кочетова Ирина Ивановна

Учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 2", Светлоград, Россия

E-mail: irina.kochetova2@yandex.ru

Author: Kochetova Irina Ivanovna

Primary school teacher Secondary School No. 2, Svetlograd, Russia

E-mail: irina.kochetova2@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье предлагаются типы учебных ситуаций, которые помогают формировать на уроках у обучающихся начальных классов регулятивные универсальные учебные действия. Представлены единичные примеры учебных ситуаций.

Annotation: This article proposes types of learning situations that help to form the regulative universal learning activities in the lessons of primary school students. Single examples of learning situations are presented.

Ключевые слова: учебная ситуация, регулятивные УУД, типы учебных ситуаций.

Keywords: learning situation, regulatory universal educational actions, types of learning situations.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Одним из направлений ФГОС является формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, т.е. обучающийся должен научиться организовать свою деятельность: уметь ставить себе конкретную цель, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, прогнозировать возможные ситуации.

ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. Учебная ситуация - это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями задача учителя - научиться создавать учебные ситуации, которые помогут формировать у обучающихся регулятивные УУД.

Создавая на уроках учебные ситуации, учитель должен вызвать у обучающихся потребность в открытии, провокации на активное действие, постановки учебной задачи. Постановка учебной задачи связана с двумя важными «открытиями» учеников: 1) Они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи).

2) Они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Учебная задача задается в определенной учебной ситуации.

Для создания благоприятной атмосферы на уроке, нужно убедить обучающихся, что учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с обучающимися вовлекается и сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

В ФГОС ООО представлена следующая типология учебных ситуаций, которая также может быть применима к начальной школе:

1. Ситуация-проблема. Строится путём постановки проблемных вопросов и вопросов, наводящих учащихся к определению темы и задачи урока.

2. Ситуация-иллюстрация. Объяснение учителя плюс наглядность (видеофрагмент, картина, рисунок, схема и т.д.) Также используется для создания проблемной ситуации, например, когда сравниваются несколько портретов писателя при изучении его творчества.

3. Ситуация-оценка. Применение приёмов для самооценки и оценки одноклассников.

4. Ситуация-тренинг. Представляет собой ситуацию с игровыми элементами или распределением ролей между обучающимися. Например,

- Составьте инструкцию…

- Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.

Правила создания проблемных ситуаций.

1. При выполнении практического или теоретического задания обучающийся должен открыть новые знания или действия, которые ему нужно усвоить.

2. Проблемное задание предшествует учебному материалу, необходимому для изучения.

3. Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация и потребность в изучении нового способа.

4. Побуждать к действию, а не вынуждать!!! Создание проблемной ситуации, подводящей обучающегося к задаче урока.

Приёмы создания проблемной ситуации для формирования у обучающихся умения формулировать тему и цель урока.

С удивлением:

•          между двумя (или более) фактами;

•          одновременно предъявить противоречивые факты, теории;

•          столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием;

•          между житейским представлением учеников и научным фактом;

•          обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;

•          предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

С затруднением:

•          между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя;

•          дать практическое задание, не выполнимое вообще;

•          дать практическое задание, не сходное с предыдущим;

•          дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

•          доказать, что задание обучающимися не выполнено.

Рассмотрим на конкретных примерах, какие учебные ситуации можно создавать для формирования каждого регулятивного УУД.

Целеполагание.

Ситуация-тренинг (Игра «Пазлы»).

Урок окружающего мира (2 кл.). Тема «Семья. Культура общения в семье».

Предлагаю в группах собрать пазлы и прочитать пословицу: «Дерево держится корнями, а человек – семьёй». Прошу объяснить смысл пословицы.

Задаю вопрос: «О чём говорится в пословице? Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Где в жизни пригодятся нам эти знания?»

Планирование.

Ситуация-тренинг «Составить инструкцию».

На уроке литературного чтения предлагаю составить инструкцию-план работы над новым произведением. Этапы на доске представлены рисунками:

1. Словарная работа.

2. Аудиозапись.

3. Ромашка «Блума».

4. Проблемный анализ.

5. Видеофрагмент.

6. Главная мысль.

7. Самостоятельная работа.

Цветным магнитом показываю пройденный этап.

Прогнозирование (Ситуация-иллюстрация).

Урок литературного чтения (3 кл.). Тема: «Быль Л.Н. Толстого «Прыжок». Определение главной мысли».

Показываю часть обложки книги Л.Н. Толстого «Прыжок» и предлагаю предположить, как будут разворачиваться события.

Контроль, коррекция, оценка (Ситуация-тренинг «Ты редактор». Ситуация-оценка «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман) - шкала самооценки ученика и оценки учителя. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить, как «успешного»);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетради).

Урок литературного чтения (3 кл.). Тема: «Быль Л.Н. Толстого «Прыжок». Определение главной мысли».

Плодотворно поработав над текстом, предлагаю ученикам тест. Выполнив самостоятельную работу, обучающийся на шкале оценивания (прогностическая оценка) ставит крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг.  Затем предлагаю каждому роль редактора газеты. Задача каждого редактора внимательно проверить, не закралась ли в работу ошибка. Идёт сравнение (анализ) выполненной работы с эталоном и коррекция. Образец для самопроверки может быть либо на экране, либо на карточке. После самопроверки предлагаю оценить успешность своей работы в виде крестика на второй (итоговой) шкале. Идёт оценивание. Чтобы убедиться, верно ученик оценил себя, при проверке ставлю свой крестик красного цвета в то место, где, по моему мнению, он должен находиться. Если оценка ученика и моя совпали, обвожу крестик кружком. 

Волевая саморегуляция.

Без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Обучающийся должен заставлять себя доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

Ситуация-тренинг (Игра «Укрась доску»).

На уроках ИЗО или технологии перед началом работы спрашиваю: «Ребята, кто желает украсить доску своим рисунком (аппликацией)? Вы должны работать быстро, аккуратно». Каждому ученику хочется видеть свою работу на доске. Кто не успевает на уроке, просят доделать на перемене или переделать дома, если рисунок или аппликация вышли неудачными.

Свой опыт я представила:

- на IX открытом районном педагогическом фестивале учителей начальных классов «Мир педагогических технологий прошлого и настоящего»;

- на краевом педагогическом фестивале «Талант-2017» в г. Невинномысске;

- в электронном сборнике Всероссийского образовательного портала «Академия интеллектуального развития».

 

Список литературы:

1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Издательство: Вита-пресс //Москва. – 2013.

2. Клещеногова Н.П. Создание проблемных ситуаций в начальной школе. Учебно-методическое пособие.  – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013.

3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Педагогический центр «Эксперимент» Москва – Рига, 1999.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN