Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Проектирование методики обучения младших школьников работе с научным текстом

Дата публикации: 2018-12-10 21:31:25
Статью разместил(а):
Бурдина Нина Михайловна

Проектирование методики обучения младших школьников работе с научным текстом

Designing teaching methods for younger students working with scientific text

 

Автор: Бурдина Нина Михайловна

Учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 465», Санкт-Петербург, Россия

E-mail: grendal69@bk.ru

Burdina Nina Mikhailovna 

Primary School Teacher, School No.465, St. Petersburg, Russia

E-mail: grendal69@bk.ru

 

Аннотация: в данной статье предлагается комплекс приемов по обучению младших школьников извлечению, обработке, хранению информации на уроках предметной области «Окружающий мир».

Annotation: this article proposes a set of techniques for teaching younger schoolchildren to extract, process, and store information in the lessons of the surrounding world subject area.

 

Ключевые слова: научный текст, уроки окружающего мира, начальный класс.

Keywords: scientific text, the lessons of the surrounding world, beginner class.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Мы предлагаем комплекс приемов по обучению младших школьников извлечению, обработке, хранению информации на уроках предметной области «Окружающий мир». Данная методика построена на основе ведущих дидактических принципах организации:

1) Принцип научности. Предполагает изложение сведений об научном подстиле с учетом данных современной лингвистической науки. Учащиеся должны усвоить круг вопросов из области учебно-научного подстиля языка, а именно: классификация стилей; основные признаки и языковые особенности учебно-научного стиля.

2) Принцип доступности. В соответствии с данным принципом материал должен постепенно усложняться: знакомство с разговорным и научным стилями необходимо начинать с начальной школы, а с публицистическим – только с 5-6 класса.

3) Принцип сознательности. В соответствии с этим принципом младшие школьники должны не только знать особенности научного текста, но и сознательно и уместно пользоваться ими в зависимости от назначения и цели высказывания.

Младшие школьники обучаются использованию учебно-научного стиля, подражая образцу, важно, чтобы это обучение было сознательным, а не механическим.

4) Принцип преемственности предполагает, что обучение в 5 классе должно будет основываться на знаниях и умениях, связанных с работой с информацией научных текстов, приобретенных в начальной школе.

Цель методики обучения младших школьников работе с научным текстом на уроках окружающего мира - формирование умений работать с информацией при обращении к научному тексту, воспринимать и понимать, извлекать и обрабатывать информацию, реализовывать данные действия при создании собственных научных текстов.

Для реализации поставленной цели мы предлагаем методику обучения работе с научным текстом, направленную на решение следующих задач:

- восприятие и понимание информации научного текста о событиях, явлениях, процессах и т.д.;

- формирование умений извлекать и обрабатывать информацию научного текста, умений работать с различными видами научного текста.

Исходя из результатов констатирующего этапа нашей работы, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса упражнений, способствующих успешному формированию умений работать с научным текстом на уроках окружающего мира. При создании комплекса упражнений мы опирались на необходимость организации управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств.

Мы можем предположить, что разработанная методика обучения младших школьников работе с научным текстом на уроках окружающего мира  существенно повысит эффективность работы с научной информацией, умственной деятельности учащихся, мотивацию к учебной деятельности, качество успеваемости по основным учебным предметам (русский язык, литературное чтение и др.), поспособствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, умения предвосхищать смысловое содержание текстов. 

Умения в работе с научным текстом мы разделили на группы:

1) Текстовые умения, связанные с восприятием и пониманием научного текста;

2) Текстовые умения, связанные с порождением текста;

3) Умения работать с информацией. Для формирования каждой группы умений предлагаем использовать следующую совокупность приемов.

Приемы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием научного текста: постановка вопросов от заголовка к тексту; прогнозирование содержания текста (выдвижение гипотезы о содержании еще не прочитанного научного текста на основании осмысления заголовка); озаглавливание текста; выделение терминов и ключевых слов в тексте; медленное чтение научного текста с пометами (подчеркивание ключевых слов, терминов, определений и др.), выделение известных и новых понятий, нахождение неясных слов и непонятных текстовых суждений, уточнение их значения; анализ определения понятия (выделение термина, признаков понятия, анализ примеров); деление текста на смысловые части; ответы на вопросы, предложенные учителем, автором текста, самими учащимися; постановка вопросов во время чтения к частям текста, ответы на вопросы; выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (примеров, схем, графиков, карт, рисунков и др.), анализ графического оформления текста.

Для обучения пересказу текста мы использовали построение развернутого монологического ответа на поставленные учителем (учебником) вопросы; предлагали фрагменты предложений, которые служат основой для построения высказывания; дополнение текста при условии, что опущена часть ответа, которая содержит важную информацию: термины, признаки понятия, ключевые слова, факты, даты, имена, географические названия и пр.; указывали место, куда следует вставить самостоятельно подобранную иллюстративную информацию. В зависимости от этапа урока, были использованы следующие приемы.

Приемы, используемые на подготовительном этапе восприятия научного текста:

1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться о чем пойдет речь в тексте).

Пример 1: 4 класс, тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид).

Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста).

Пример 2: 1 класс, тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор).

2. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чем пойдет речь).

Пример: 1 класс, тема «Экскурсия в зоопарк»

3. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку).

Пример: 1 класс, тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных).

4. Анонс предстоящей работы (на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста).

Пример: 4 класс, тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?).

5. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста).

Пример: 1 класс, тема «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?).

Приемы, используемые на основном этапе восприятия научного текста:

1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием).

Пример: 4 класс, тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб).

2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию научного текста, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия).

3. Восстановление деформированного текста (по ходу работы с научным текстом дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа).

Пример: 4 класс, тема «Равнины и горы России».

Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение: «С запада от Уральских гор лежит _________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _______ равнина».

4. Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя).

5. Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы).

Пример: 4 класс, тема «Природные зоны России» (1-я группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны,  2-я группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3-я группа «Зоологи» -животный мир, 4-я группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны).

Приемы, используемые на заключительном этапе восприятия научного текста:

1. Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации).

Пример: 1 класс, тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»; тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»).

2. Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами).

Пример: 1 класс «Азбука культурного поведения», «Домашние питомцы».

3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак минус).

4. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?).

5. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс, темы «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника».

Таким образом, если будет использован весь вышеперечисленный комплекс приемов умения работы с текстом, младший школьник эффективно сформирует текстовые навыки и приемы на уроках предмета «Окружающий мир». При этом повышение эффективности процесса обучения младшим школьником в рамках изучаемого предмета будет достигнуто за счет того, что обучающийся осмысленно будет понимать предметное содержание за счет овладения вышеперечисленными приемами.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]: www.school 2100.ru (дата обращения: 16.10.2017).

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.

3. Возрастная и педагогическая психология Текст. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова [и др.]; под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1979.- 288 с.

4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академический проект, 2005. - 208 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. - М., 2006. – 412 с.

6. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 2016. - 72 с.

7. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 32-37.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN