Психологический аспект восприятия научного текста детьми младшего школьного возраста
Психологический аспект восприятия научного текста детьми младшего школьного возраста
The psychological aspect of perception of scientific text children of primary school age
Автор: Бурдина Нина Михайловна
Учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 465», Санкт-Петербург, Россия
E-mail: grendal69@bk.ru
Burdina Nina Mikhailovna
Primary School Teacher, School No.465, St. Petersburg, Russia
E-mail: grendal69@bk.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются психологические аспекты восприятия научно-познавательного текста детьми младшего школьного возраста.
Abstract: This article discusses the psychological aspects of the perception of a scientific text by children of primary school age.
Ключевые слова: научный текст, уроки окружающего мира, начальный класс.
Keywords: scientific text, the lessons of the surrounding world, beginner class.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Восприятие научного текста детьми младшего школьного возраста. Психологический аспект
Характеризуя процессы психического развития младших школьников, Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок вступает в школьный возраст с довольно слабой функцией интеллекта». Вместе с тем, этот возраст обладает огромным потенциалом для умственного развития детей, являясь наиболее благоприятным периодом для начала формирования теоретического мышления. Решающие сдвиги в интеллектуальном росте младших школьников связаны, прежде всего, с содержанием усваиваемых знаний, а именно с научностью содержания. Изучение научных понятий позволяет ускорить становление абстрактных логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.), необходимых для формирования теоретического мышления. Изучение теоретического материала способствует перестройке мышления ребенка, помогает сформировать те способности и умения, которые будут необходимы школьникам в дальнейшем, на следующей ступени обучения.
Таким образом, можно утверждать, что развитие теоретического мышления находится в зоне ближайшего развития младших школьников. В.В. Давыдов подчеркивает, что именно обучение, построенное по теоретическому типу, является наиболее благоприятным для умственного развития детей. Связано это с тем, что постижение научных понятий представляет собой «сложный и подлинный акт мышления, которым невозможно овладеть путем простого заучивания».
Говоря о работе с научным текстом в начальной школе, исследователи делают акцент на том, что важно научить детей не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Так, И.В. Баранова отмечает следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам:
· 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).
· 2 класс - обучение детей работать с текстом: читать и понимать прочитанное; пересказывать прочитанное; делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); выделять опорные слова (словосочетания).
· 3-4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; выделять главную второстепенную информацию; прогнозировать содержание по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулировать вопросы к тексту.
Также не менее важно при работе с научными текстами учить детей ставить перед собой серию вопросов:
1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):
- о чём мне расскажет этот текст?
- хочу ли я читать этот текст?
2 серия (при чтении):
- понимаю ли я, что читаю?
- трудно мне читать или легко? Почему?
- зачем мне нужно прочитать этот текст?
- что я узнаю нового из данного текста?
3 серия вопросов (после чтения):
- о чём был прочитанный текст?
- зачем писатель именно так мне об этом рассказал?
- хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим ученикам или учителю?
- как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
- для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст?
При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем. Параллельно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
У учащихся в процессе обучения должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия (УУД), в основе которых лежат следующие умения:
- различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- фиксировать их результаты; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- использовать таблицы, схемы, модели для получения информации;
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном видах.
Формирование указанных умений не может произойти одномоментно или самопроизвольно, они могут быть сформированы только в результате целенаправленной работы.
Список литературы:
1. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 2016. - 72 с.
2. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 32-37.
3. Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс-минус. - 1999. - № 5. - С. 16-23.
4. Кусова М.Л., Храмкова Е.Ю. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - С. 182-188.
5. Невзорова Т.В. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
6. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2005. - №4. – С. 11-16.
7. Смирнова О.М. Формирование умения работать с информацией у младших школьников в условиях дефференциации по предмету «Окружающий мир» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.