Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Интерактивное обучение: новые подходы

Дата публикации: 2024-04-14 19:58:57
Статью разместил(а):
Яненкова Мария Васильевна

Интерактивное обучение: новые подходы. Групповая работа на уроке

Interactive learning: new approaches. Group work in the lesson

 

Авторы:

Яненкова Мария Васильевна

ГБОУ Школа № 568, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: mary78_78@mail.ru

Yanenkova Maria Vasil'evna

School No. 568, St. Petersburg, Russia

e-mail: mary78_78@mail.ru

Королева Ирина Владимировна

ГБОУ Школа № 568, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: lady.irishka-koroliova@yandex.ru

Koroliova Irina Vladimirovna

School No. 568, St. Petersburg, Russia

e-mail: lady.irishka-koroliova@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о видах групповой работы как о форме интерактивного обучения.

Abstract: In this article, the authors write about the types of group work as a form of interactive learning.

Ключевые слова: групповая работа, диалоговое обучение, интерактивное обучение.

Keywords: group work, interactive learning, interactive learning.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения.

Организация учебного процесса при использовании интерактивного обучения такова, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает преобладание как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время существует немало форм групповой работы. Наиболее популярные в начальной школе: «мозговой штурм», «снежный ком», «работа в парах». Остановимся на каждой немного более подробно.

«Работа в парах» оказывает неоценимую помощь. В результате такого вида работы учащиеся  активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно. У них вырабатываются навыки совместной работы. Особенности организация парной работы таковы, что  с первых дней организации такого вида деятельности необходимо вводить правила совместной работы:  

  • Работать дружно.
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми.
  • Вовремя оказывать помощь.
  • Вводить правило этики совместной работы (как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять).
  • Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась.
  • Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.

Какие задания можно предложить учащимся в рамках данного вида групповой работы?

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д. (составление кластера).

«Мозговой штурм» - метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Этапы:

  • Создание банка идей.
  • Анализ идей.
  • Обработка результатов.

Организация:

  • Формируется группа из 4 человек.
  • Учитель дает всем группам общее задание (около 5 мин).
  • Представители от каждой группы отвечают по заданию.
  • Обработка результатов.

В ходе данной работы у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь.

Суть игры под названием «снежный ком», заключается в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

В начальной школе такая работа может найти применение и на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Тем, кто решился работать в интерактивной технологии, необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению учащихся на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности.

В заключение стоит отметить, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактивного обучения в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

 

Список литературы:

1. Витковская И.М. В Обучение младших школьников в совместной деятельности. - Псков, 2000. – 96 с.

2. Воронцов А.Б.  Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. М.: ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе– М.: Издательство «Сфера», 2002.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2004.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN