Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методы и подходы в развитии креативности и инновационного мышления у младших школьников

Дата публикации: 2024-03-29 16:44:34
Статью разместил(а):
Байкина Елена Викторовна

Методы и подходы в развитии креативности и инновационного мышления у младших школьников

Methods and approaches in the development of creativity and innovative thinking in younger school children

 

Автор: Байкина Елена Викторовна

МОУ «СОШ № 35», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия

e-mail: lena.baikina@yandex.ru

Baikina Elena Viktorovna

School № 35, Saransk, Republic Mordovia, Russia

e-mail: lena.baikina@yandex.ru

 

Аннотация: Дети – творческие личности, однако способность мыслить нестандартно, творчески мыслить необходимо развивать, так как это ключевой фактор для успешной подготовки учеников к будущему.

Abstract: Children are creative individuals, but the ability to think unconventional lly needs to be developed. This is a key factor in preparing students for the future

Ключевые слова: креативное мышление, подходы в обучении, младший школьник.

Keywords: creative thinking, learning approaches, junior high school student.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В эпоху информационных технологий и быстрого развития науки и техники, креативность и инновационное мышление являются необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Использование креативного потенциала ребёнка позволит повысить эффективность его деятельности, успешность его обучения.

По своей природе все дети – творческие личности, однако способность нестандартно, творчески мыслить необходимо развивать. В обучении существуют различные подходы и методы, которые учат учеников мыслить нестандартно и гибко, видеть проблемы и решать их нестандартным способом.  

Современный учитель использует  различные подходы для развития креативного и инновационного мышления, такие как поддержка свободного мышления, использование новых технологий, опытное обучение, поддержка разнообразия и стимулирование любопытства. Однако, при развитии креативности и инновационного мышления могут возникнуть у детей препятствия.

Одно из наиболее распространенных препятствий при развитии креативности и инновационного мышления - это страх ошибки. Многие дети боятся пробовать новое из-за страха провала или ошибки. Но, чтобы развивать свою креативность и инновационное мышление, необходимо уметь рисковать и пробовать новое. Как преодолеть страх ошибки? Важно, чтобы дети понимали, что ошибки - это неизбежная часть процесса развития. Успех часто приходит после множества неудач и ошибок. Чтобы развиваться, можно делать ошибки и учиться на них.  

Поэтому первое, что должен сделать учитель на уроке – это создать безопасную и поддерживающую среду, где ученики могли бы свободно выражать свои мысли и идеи, без страха быть осужденными или неправильно понятыми. Это и есть поддержка свободного мышления.

Как преодолеть ограничения мышления? Важно научить ребят задавать вопросы, искать альтернативные решения и смотреть на проблемы с разных сторон, не бояться думать нестандартно и придумывать необычные решения. Учитель должен поощрять интерес и любознательность детей и выражать своё признание и удовлетворение от их достижений. Это может быть похвала, награда или просто слова поддержки. Поддержка и поощрение помогают ученикам развивать познавательный интерес и уверенность в своих способностях.

Множество возможностей для развития креативности и инновационного мышления учителю представляют современные технологии. Различные приложения и программы помогают ученикам создавать и развивать свои проекты.  Это может быть программирование, создание видео, анимации, создание музыки и т.д. Работа над проектами, которые я считаю важными и интересными, может помочь сохранять мотивацию у детей и стимулировать креативность, реализовывать  идеи. Использование новых технологий может помочь ученикам расширить свои знания и умения, а также развить свои творческие способности.

Очень эффективным способом развития креативности и инновационного мышления  является опытное обучение. Это может быть проектная работа, где ученики должны применять свои знания и умения, чтобы создать что-то новое. Они могут работать в группах или индивидуально, чтобы решить проблему и создать что-то уникальное. Опытное обучение может помочь ученикам развить навыки работы в команде, креативное мышление, а также умение решать проблемы и находить новые способы решения.

Важным способом развития  креативности и инновационного мышления учеников, по моему мнению, это стимулирование любопытства. Если учитель создаёт уроки, которые интересуют учеников, то они обязательно вызывают их любопытство. Использование интересных историй, задач, практических примеров и прочих элементов может помочь привлечь внимание учеников и стимулировать их мышление. Любопытство также может быть стимулировано путем задания ученикам вопросов и проблем, которые они должны решить.

Помогает  развить креативность и инновационное мышление разнообразие в образовательном процессе. Это проведение уроков в форме игры, игровые задания, конкурсы, головоломки, задачи с элементами головоломок и т.д. Можно выделить следующие виды работ, которые способствуют развитию креативности у младших школьников: сочинение, работа со словарём, жесты и мимика, как неязыковые средства выразительности устной речи, развивающие игры – задания.

Неоспоримо, один из самых эффективных способов улучшить  у детей  креативное мышление и развить инновационные способности – это чтение, так как помогает детям понимать мир вокруг себя. 

Хочется выделить несколько  методов, направленных на развитие креативности у младших школьников, которые я использую в своей работе. 

Метод каталога. Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге.

Метод контрольных вопросов. Он предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают.

Метод мозгового штурма. Метод представляет собой групповое или индивидуальное решение задач, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Мозговой штурм - это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса. Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами. Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия. Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ. Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Метод проблемной ситуации.

Используя на уроках предложенные методы, можно добиться повышения показателей креативности школьников, развития у них нестандартного мышления, формирования необычных идей, творческого воображения. Образование, окружение, опыт, личные качества, мотивация и технические возможности - все эти факторы могут взаимодействовать между собой и влиять на детскую способность мыслить креативно.

Конечно же, у каждого учителя существуют свои наработки, приемы, которыми он пользуется на уроках. Свои педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, избирательность в способах работы.  

Следует развивать креативность и инновационное мышление в образовательном процессе у младших школьников, так как это ключевой фактор для успешной подготовки учеников к будущему.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN