Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Лингвострановедческий компонент во внеурочной деятельности на уроках китайского языка в начальной школе

Дата публикации: 2024-03-26 19:43:33
Статью разместил(а):
Озолина Мария Николаевна

Лингвострановедческий компонент во внеурочной деятельности на уроках китайского языка в начальной школе

Linguistic and regional studies component in extracurricular activities during Chinese language lessons in primary school

 

Авторы:

Озолина Мария Николаевна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи, Московская область, Россия

Email: mar.ozolina@yandex.ru

Ozolina Maria Nikolaevna

Federal State University of Education, Mytishchi, Moscow region, Russia

Email: mar.ozolina@yandex.ru

Бирюкова Анастасия Евгеньевна

ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи, Московская область, Россия

Email: nastasja.biriukova@yandex.ru 

Biryukova Anastasia Evgenievna

Federal State University of Education, Mytishchi, Moscow region, Russia

Email: nastasja.biriukova@yandex.ru 

 

Аннотация: На уроках китайского языка в начальной и средней школе реализовать аспект лингвострановедение учитель может во внеурочной деятельности. Авторы статьи предлагают такие формы работы, которые вносят вклад в создание у учащихсяфоновых знаний о Китае, развивают их лингвострановедческую компетенцию и творческий потенциал, формируют целый ряд универсальных учебных действий.  

Abstract: In Chinese language lessons in primary and secondary schools, the teacher can implement the aspect of linguistic and regional studies in extracurricular activities. The authors of the article propose activities that contribute to students’ background knowledge about China, develop their linguistic and cultural competence, and form a whole range of educational and universal actions.

Ключевые слова: лингвострановедение, китайский язык, начальная школа, средняя школа, внеурочная деятельность, проектная деятельность. 

Keywords: linguistic and regional studies, Chinese language, primary school, secondary school, extracurricular activities, project activity

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Лингострановедение (далее Л.) является научной дисциплиной, изучающей взаимосвязь между языком и культурой. В словаре Э.Г. Азимова оно рассматривается как способ ознакомления иностранных учащихся с действительностью страны изучаемого языка посредством самого же языка [1: с. 128]. В то же время Г.Д. Томахин трактует Л. как аспект, который, с одной стороны, сочетает в себе обучение языку, а с другой, дает определенные сведения о стране изучаемого языка. [4: c. 25]  

Помимо формирования у учащихся лингвострановедческой и межкультурной компетенций, Л. также имеет целью повышение мотивации и интереса у детей как к китайскому языку, так и к Китаю. Через освоение данного аспекта они готовятся к коммуникации с представителями китайской культуры, познают инокультурные культурные ценности, тем самым осознают себя гражданами мира.

Целесообразно реализовывать лингвострановедческий аспект на внеурочных занятиях, т.к. они создают неформальную, комфортную обстановку для взаимодействия между учениками и учителем. Содержание аспекта варьируется от истории, географии, экономики страны до традиций и обычаев китайского народа. Национальные праздники, народные ремесла, кулинарные традиции, музыка Китая и мн. др. представляют собой целый кладезь для познания. Как отмечает М.Н. Озолина [2: c. 127], колоссальное значение в процессе обучения китайскому языку имеет наличие фоновых знаний, требующих «погружения» в инокультурную среду. Таким образом, китайский язык становится для детей не просто средством общения, но и отражением культуры Китая.

Переходя к конкретным формам реализации аспекта Л., следует перечислить виды деятельности, принятые на внеурочных занятиях. Во-первых, это подвижная игра. Неоспорима польза подвижных игр в образовательном процессе. Игра способствует социализации учащихся, развивает соревновательные навыки и навыки сотрудничества. Дети испытывают «мышечную радость» от игры, в то время как двигательная активность положительно сказывается на их эмоциональном фоне [4]. В контексте внеурочной деятельности на уроках по Л. Китая мы адаптировали подвижную игру Твистер.

Она погружает учащихся в мифологию, в частности, в историю возникновения животных китайского лунного календаря. Твистер учит детей контролировать свое тело, гибкость, моторику; развивает умение взаимодействовать в команде и стратегическое мышление; тренирует способность принимать быстрые решения и анализировать ситуацию. Но помимо того, что игра в Твистер способствует развитию физических, социальных и когнитивных навыков детей, она имеет главной целью познакомить их с наименованиями 12 животных на китайском языке, усовершенствовать аудитивный навык через движение. Таким образом, лексический компонент урока закрепляется через мифологию и физическую активность.

Викторина является наиболее популярной формой в обучении аспекту Л.

Здесь участникам предлагаются вопросы с ответом на выбор или открытым ответом. Вопросы собраны из различных областей культуры и истории Китая, что позволяет учащимся расширять свои знания о стране через игровой процесс. Викторина помогает понять и оценить различия и сходства между китайской культурой и своей собственной. Важным условием реализации викторины является то, что участники самостоятельно отбирают информацию, анализируют ее и формируют вопросы, что сближает данную форму работы с проектной деятельностью. Согласно ФГОС, проектная деятельность учащихся имеет учебно-познавательный, творческий и игровой характер, состоит из действий, направленных на создание продукта [5]. Викторина может проводиться в формате командных соревнований, где дети объединяются в группы и сотрудничают друг с другом для решения задач.  

Еще одной формой работы, которая может быть эффективно реализована на внеурочных занятиях по Л., назовем каллиграфию.

1460 01

1460 02

Она является не только воплощением китайской письменности, но и уникальным средством выражения духовного мира каллиграфа. В детях каллиграфия развивает мелкую моторику, координацию движений, вырабатывает внимание к деталям и терпение. Важным условиям создания знака на бумаге считается внимательность к его форме и порядку написания. С включением данного аспекта во внеурочное занятие по Л. учащиеся познают историю китайской письменности, экспериментируют с различными стилями письма, создают свои собственные символы и композиции. Чтобы разнообразить каллиграфический элемент занятия, мы прибегаем к соревновательной форме реализации аспекта. Учащиеся делятся на несколько команд по 4 человека, внутри команды каждый участник получает по концу веревки, которая ведет к кисточке. Вокруг основания кисти привязаны 4 веревки, которые расходятся к четырем участникам, на столе лежит лист бумаги. Учитель демонстрирует один из простых знаков, например, или . Учащиеся рисуют иероглиф с помощью ниток, направляя кисточку в правильном порядке, предварительно поместив ее в тушь. Задача: как можно аккуратнее и правильнее написать иероглиф, выполнив это первыми среди команд.

И, наконец, отличная форма для применения на внеурочном занятии – это тематическая поделка.

Дети охотно делают своими руками китайских мифологических животных, в частности, дракона – символа Китая. Такая поделка, как в начальной, так и в средней школе (5-6 классы), способствует развитию нескольких умений – движений ребенка, использования различных материалов, инструментов – таких как ножницы и клей. При создании поделки «дракончик» учащиеся подключают свою фантазию, выбирая цвета, форму и декоративные элементы для поделки. Вместе с тем, они должны быть внимательны к каждому шагу процесса, следуя инструкциям. В завершение такого мини-проекта учитель рассказывает о драконе как мифологическом существе, раскрывает его характеристики, символизм и функции в культуре Китая.

В заключение хотелось бы отметить, что дети в ходе внеурочной деятельности формируют некоторые учебные универсальные действия. В частности, познавательные: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия (в ходе подготовки викторины необходимо не просто найти информацию и ее обработать, но и отрефлексировать правильность построения вопросов, а также обратную связь от участников). Регулятивные: планирование деятельности в группе и индивидуально; контроль за действиями (для создания поделки). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: умение решать проблемы, осознание себя гражданином своего государства на фоне познания культуры другого государства (Китая) [2].

Подводя итоги таким формам работы на внеурочном занятии по Л. Китая, еще раз подчеркнем, что интегрировать данный аспект в учебный процесс целесообразнее всего, когда создана свободная обстановка для творчества и познания. Проектные элементы, двигательная активность, элементы технологии и искусства только повысят мотивацию к изучению китайского языка, который является одним из самых уникальных, но вместе с тем, и одним из самых сложных языков мира. 

 

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Озолина М.Н. Роль лингвокультурологического компонента в преподавании китайского языка // Лингвистика и современное иноязычное образование. Сборник научных трудов. Изд-во МГОУ. Москва, 2020. – С. 25-33. 

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развитияребенка. С. 188.

4. Томахин Г.Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.19. - Москва, 1984. - 487 c.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN