Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методика формирования вычислительных навыков в 4-м классе с применением элементов цифровизации

Дата публикации: 2024-01-14 12:34:03
Статью разместил(а):
Зубкова Александра Андреевна

Методика формирования вычислительных навыков в 4-м классе с применением элементов цифровизации

Methodology for developing computational skills in the 4th grade with the use of digitization elements

 

Автор: Зубкова Александра Андреевна

МБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия

МБОУ «Лицей № 34» г. Майкоп 

Е-mail: zubkova4le@mail.ru

Zubkova Alexandra Andreevna

Adyghe State University, Maykop, Russia

Primary school teacher at Lyceum № 34

Е-mail: zubkova4le@mail.ru

 

Аннотация: Формирование вычислительных навыков является одной из центральных задач обучения математике в начальной школе. Программы по математике предлагают интересный материал по проблеме формирования навыков вычислений, но некоторые вопросы понимания и отработки арифметических вычислений остаются сложными для младших школьников. Формирование вычислительных умений и навыков - сложный процесс, который зависит от особенностей ребенка, его уровня подготовки и организации вычислительной деятельности. В данном исследовании рассматривается использование цифровых технологий для формирования вычислительных навыков у учащихся 4 классов. 

Annotation: The development of computational skills is one of the central tasks of teaching mathematics in primary school. Math programs include a lot of interesting material on the problem of developing strong calculation skills, but some questions about understanding and practicing arithmetic calculations still remain difficult for younger students. The development of computational abilities and skills is a complex and lengthy process, and its effectiveness depends on the individual characteristics of the child, their level of preparation, and the organization of computational activities. This research focuses on the use of digital technologies to develop computational skills in 4th grade students. 

Ключевые слова: вычислительные навыки, обучение математике, младшие школьники, компьютерные технологии, дидактические достоинства, образовательное пространство, методика применения цифровых ресурсов.

Keywords: computational skills, mathematics education, elementary school students, computer technologies, didactic advantages, educational space, methodology of using digital resources.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Формирование вычислительных навыков является одной из центральных задач обучения математике в начальной школе. 

Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными. Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.  

Изучением проблемы формирования вычислительных навыков занимались такие ученые, как М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, П.Я. Гальперин, Н.Б. Истомина, А.В. Калинченко, С.Е. Царева и др. Огромный вклад по изучению проблемы применения компьютерных технологий, как новейшей технологии воспитания и обучения детей младшего школьного возраста внесли О.Б. Волжина, Ю.В. Киримова, М.М. Морозова, И.С. Сергеев и др. Такие ученые, как Т.Н. Бокучава, Т.О. Волкова, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур и др. внесли значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности использования в учебном процессе компьютерных технологий в начальной школе. 

В мире, который становится всё более зависимым от цифровых технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. [1] 

Использование цифровых технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования цифровизации можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. [3] 

В настоящее время большое внимание на начальном этапе обучения отводится использованию цифровых технологий при формировании вычислительных навыков. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Используя возможности цифровых технологий для развития познавательного интереса в начальной школе очень важно дать не только твёрдые знания начал математики, но и увлечь школьников этим предметом. [2] 

В последние несколько лет появилось немало публикаций, посвященных цифровизации образования. Появились различные цифровые образовательные платформы и школы. Но все еще мало исследований по методике внедрения цифровых технологий в образовательное пространство. 

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью применения цифровых технологий в учебный процесс и недостаточной разработанностью методики цифрового сопровождения процесса формирования вычислительных навыков младших школьников. 

Цель исследования: выявить эффективные методы и приёмы применения цифровых технологий, способствующие максимальному развитию вычислительных навыков у учащихся 4 классов. 

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 4 класса.

Предмет исследования: методика применения цифровых ресурсов в процессе  формирования вычислительных навыков в 4 классе. 

Проблема исследования: в разработке методики применения цифровых ресурсов в процессе  формирования вычислительных навыков в 4 классе. 

Гипотеза исследования: формирование вычислительных навыков в 4 классе будет успешным, если будет использована специально разработанная методика применения цифровых ресурсов на каждом этапе  формирования навыка. 

В методической литературе представлены различные определения и толкования понятия «вычислительные навыки» . В своем исследовании мы остановились на определении С.Е. Царевой, которое раскрывает данное понятие, как умение владеть вычислительными алгоритмами. [6] 

ФГОС НОО указывает на то, что метапредметные результаты освоения учебной программой должны отражать применение различных способов поиска информации, ее анализа, сбора и интерпретации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами и технологиями учебного предмета. 

Применение цифровых технологий предполагает использование самых различных цифровых ресурсов. Анализ последних публикаций показал, что наиболее распространенные компьютерные программы, которые учитель использует в своей деятельности для формирования у учащихся вычислительных навыков, это: презентация PowerPoint, компьютерное тестирование, текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, различные электронные ресурсы (учебники, тетради). Мы решили выявить какие цифровые ресурсы можно применить на уроках математики для эффективного формирования вычислительных навыков четвероклассников. Так, например. Для промежуточного контроля часто используют тестовые задания. Для создания тестов существует различные программы, но многие из них требуют определенные знания информатики и время для работы с ними. Не всякий учитель начальных классов имеет такие возможности, поэтому существует программа MyTest, которая решает эти проблемы. Программа MyTest позволяет создавать и проводить компьютерное тестирование, а также анализировать результаты и выставлять оценки в соответствии со шкалой, данной в тесте.

Известны компьютерные программы «Таблица деления и умножения в мультиках», которые позволяют с помощью изображений и мелодий из известных мультфильмов изучать таблицы умножения и деления, а также закреплять полученные вычислительные навыки. 

В процессе закрепления и контроля знаний учащихся педагог может использовать игровые методы обучения, а именно компьютерные игры. Примерами таких игровых технологий являются «Я знаю математику! 1-4 классы», данную игру можно скачать с сервера бесплатно. Игры «Морской бой», «Морская жемчужина», и «Сокровища подземелья», представлены в журнале «Школьные годы» 

Яндекс Учебник — это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.

Проанализировав интерактивные ресурсы для учителей, мы попытались определить и внедрить в практику приемы внедрения в учебную деятельность элементов цифровых технологий. С этой целью мы разработали методические предложения, состоящие из  блоков:  

1. Методика применения ЦТ(цифровых технологий) на этапе актуализации знаний 

2. Методика применения ЦТ на этапе формирования нового вычислительного приема 

3. Методика применения ЦТ на этапе закрепления вычислительного приема 

4. Методика применения ЦТ на этапе контроля усвоения вычислительного  приема 

5. Методика применения вычислительного навыка с использованием ЦТ 

Экспериментальное исследование проводилось на базе 4 «Г» класса МБОУ «Лицей № 34» г. Майкопа в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. 

На констатирующем этапе для определения уровня сформированности вычислительных навыков была проведена самостоятельная работа. Обучение математике, в экспериментальном классе проводится в русле УМК «Школа России». [4] 

Полученные данные оценивались по трем уровням:  

Низкий уровень – 0-7 баллов. 

Средний уровень – 8-14 баллов. 

Высокий уровень -15-17 баллов. 

Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что 32 % учащихся имеют «высокий уровень» сформированности вычислительных навыков, 56 % - «средний уровень» и 12 % - «низкий уровень». 

Эти данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся осознают, когда какую арифметическую операцию нужно выбирать, но допускаю ошибки при вычислениях.  

На этом же этапе учащимся была предложена анкета по выявлению у учащихся начальных представлений о компьютерной грамотности и их отношение к применению компьютера при проведении уроков математики.  

Данная анкета была проведена с учетом требования ФГОС НОО о том, что учащиеся должны приобрести первоначальные представления о компьютерной грамотности (ФГОС НОО). 

На формирующем этапе эксперимента, нами были разработаны учебные занятия с применением цифровых технологий, которые несут в себе элемент занимательности. [5] 

На третьем контрольном этапе для выявления эффективности разработанных методических предложений мы провели проверочную работу. 

Проанализировав результаты, мы получили следующие данные: 38% учащихся имеют «высокий уровень» сформированности вычислительных навыков, 60% «средний уровень» и 2% «низкий уровень». Это позволяет нам говорить о положительной динамике в формировании вычислительных навыков у четвероклассников.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков даёт возможность педагогу с помощью новых средств развивать у младших школьников математические способности, вычислительные навыки, повышать интерес к предмету, давать первичные представления о компьютерной грамотности. 

Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое подтверждение.

 

Список литературы:

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с. 

2. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1 

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 2001г.  

4. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 2001г.  

5. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник для 4 класса начальной школы. Часть 2 (второе полугодие). М.: Просвещение 2003г.

6. Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51–60. 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN