Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие познавательных процессов у младших школьников

Дата публикации: 2023-11-22 19:05:36
Статью разместил(а):
Безбабная Наталья Андреевна

Развитие познавательных процессов у младших школьников

Development of Cognitive Processes in Primary School Students

 

Авторы:

Безбабная Наталья Андреевна

ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени героя Российской Федерации Д.А. Соловьева", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: pna_z@mail.ru

Bezbabnaya Natalia Andreevna

Secondary School319, St. Petersburg, Russia

E-mail: pna_z@mail.ru

Лискунова Олеся Васильевна

ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени героя Российской Федерации Д.А. Соловьева", Санкт-Петербург, Россия

Liskunova Olesya Vasilievna

Secondary School319, St. Petersburg, Russia

 

Аннотация: Познавательные процессы: внимание, восприятие, воображение, мышление, память, речь являются важнейшими компонентами любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, играть, общаться, учиться и трудиться, ребенок должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, обдумывать, запоминать, высказывать суждения.

Abstract: Cognitive processes: attention, perception, imagination, thinking, memory, speech are the most important components of any human activity. In order to satisfy his needs, play, communicate, study and work, the child must perceive the world, pay attention to certain moments or components of activity, imagine what he needs to do, think, remember, and make judgments.

Ключевые слова: познавательные процессы, младшие школьники.

Keywords: cognitive processes, primary school students.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Без участия основных познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они являются ее неотъемлемым внутренним моментом. Познавательные процессы развиваются в деятельности, и сами собой представляют особые виды деятельности. Прежде чем приступить к педагогической работе с детьми, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и какие навыки приобретается под воздействием окружающей среды. 

Восприятие – это основной познавательный процесс, отражающий действительность. В его основе лежит работа органов чувств человека. Восприятие учащихся 1 и 2 классов можно охарактеризовать слабой дифференцированностью. Следует научить их сравнивать сходные предметы, находить различия между ними по одному или нескольким параметрам. В развитии произвольного восприятия большое значение имеет слово. Если в 1-2 классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, то в 3-4 классах это требуется в меньшей степени. В результате игровой и учебной деятельности восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. 

С восприятием тесно связан такой процесс как воображение. К первому классу появляются элементы произвольного воображения у детей. В процессе создания мысленных образов младший школьник опирается на имеющиеся у него представления об окружающем мире. Создание новых образов в сознании человека идет за счет расширения представлений, их комбинирования и преобразования. 

Внимание является основой развития всех познавательных процессов, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”... Не существует ни одной умственной деятельности, которая не проходила бы без волевого достаточного напряжения, выраженного в виде произвольного внимания. У младших школьников преобладающим видом внимания является непроизвольное. Основной характер мыслительной деятельности наглядно-образный. Для начальной школы характерно развитие произвольного внимания детей. Оно тесным образом связано с развитием и формированием ответственного отношения к учебе. Ребенок младшего школьного возраста не может распределять внимание между различными видами деятельности. У него снижена устойчивость внимания. Ученик не умеет оперативно переключать свое внимание с одного предмета (объекта) на другой. 

Причины невнимательности: 

1. Отсутствие серьезного отношения к учению.

2. Леность мысли.

3. Повышенная возбудимость центральной нервной системы. 

Наблюдение за познавательной деятельностью детей показывает, что в конце начальной школы выявлены всплеск исследовательской активности. Изучая или читая о различных явлениях жизни, дети начинают формулировать так называемые поисковые вопросы, ответы на которые пытаются сами же найти. Данное явление происходит потому, что дети стараются осмыслить и понять причинно-следственные законы и связи появления различных событий. Детскую исследовательскую активность на этапе причинного мышления можно охарактеризовать двумя качествами: возрастанием самостоятельности мыслительной деятельности и критичности мышления. Две эти способности и являются ключевыми предпосылками творчества. 

Проведение в начальной школе регулярных и последовательных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность значительно гуманизирует образовательный процесс. Данный подход создает особые условия для развития у школьников познавательных интересов, стимулирует стремление детей к поиску и размышлению, вызывает чувство уверенности в возможностях своего интеллекта, в своих силах, повышают самооценку. Во время занятий у младших школьников происходит развитие форм и становление самоконтроля и самосознания, исчезает страх ошибочных шагов, снижается уровень тревожности и необоснованного беспокойства, таким образом создаются необходимые интеллектуальные и личностные предпосылки для успешного хода процесса обучения на следующих ступенях школьного образования. 

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников имеет тесную связь со всеми основными предметами начального образования. Интенсивное развитие логического мышления, памяти и внимания, учащихся помогает глубже анализировать и лучше понимать изучаемые на уроках русского языка правила и читаемые тексты, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающего мира, эффективно пользоваться накопленными знаниями и навыками на уроках математики. Формирование у детей конструктивных навыков и пространственного воображения способствует эффективной деятельности на уроках труда. 

Одним из основных средств формирования познавательного интереса является занимательность. Игры ставят учеников в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть собранными, находчивыми, быстрыми и т.п. Ученики работают с интересом, если они выполняют посильное для них задание. 

В современных реалиях чрезвычайно важна роль воспитателя ГПД: добиться того, чтобы ребенок вырос не только сознательным и здоровым членом общества, но и обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к процессу. Поэтому в настоящее время одна из главных целей воспитательной работы является формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей у младших школьников является целенаправленное развитие психических познавательных процессов: воображения, внимания, восприятия, мышления, памяти. Здесь на помощь воспитателю группы продленного дня приходят развивающие игры, способствующие формированию у детей интеллектуальных и творческих способностей: гибкости ума, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, логически мыслить; умений находить закономерности и зависимости; способности к комбинированию воображения и пространственного представления, способности прогнозировать результаты своих действий; хорошо развитой памяти, устойчивого длительного внимания. 

Развивающие игры: 

1. Игры на комбинирование (предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов): танграм; игры с палочками Кюизенера; шахматы; головоломки; логические задачи. 

2. Игры на планирование (формируют умения планировать последовательность действий для достижения какой- либо цели): магические квадраты; лабиринты. 

3. Игры на формирование умения анализировать (предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов): найди лишнее; найди пару; продолжи ряд; загадки. 

1. Упражнение «Послушаем!» 

Цель — развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете. 

Процедура игры.  

Ведущий: Сели! Послушаем, что творится на улице. Приготовились, слушаем! Кто что слышал? (Дети в быстром темпе отвечают) 

Послушаем, что творится в коридоре. Послушаем, что творится в классе. И т.д. 

Приготовились. Слушаем! Кто что слышал? 

2. «Целое-часть. Часть- целое». 

Цель – развивать умение анализировать, выделять часть и целое, развитие логического мышления 

По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое - часть или часть - целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу. 

1. Автомобиль - колесо; ружье - а) стрелять б) курок в) оружие; 

2. Копейка - рубль; рукав - а) пришивать б) пуговица в) рубашка; 

3. Гитара - струна; глаз -  а) зрачок б) голова в) нос; 

4. Вишня - косточка; рак - а) клешня б) рыба в) река; 

5. Страница - книга; лепесток - а) пчела б) утро в) цветок; 

6. Театр - сцена; дом - а) улица б) квартира в) строить; 

7. Палец - рука; ноготь - а) палец б) ножницы в) коготь; 

8. Ботинок - шнурок; ремень - а) брюки б) пояс в) пряжа; 

9. Устье - река; мачта - а) корабль б) море в) дерево; 

10. Панцирь – черепаха; ступенька - а) строитель б) лестница  в) подниматься.

3. Упражнение на развитие мышления.

Инструкция: «Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов вы должны выбрать два  слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой». 

Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля). 

Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка). 

Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 

Лев – (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза). 

Лицо – (цвет, волосы, очки, нос, усы). 

Город – (автомобиль, здание, толпа, улицы, велосипедист). 

Лес – (звери, сосны, деревья, грибы, небо). 

Куб – (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) 

Чтение – (глаза, книга, картина, печать, слово) 

Гражданин – (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса). 

Газета – (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 

Игра – (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 

Сказка – (колдун, вымысел, король, полезность, творчество). 

Труд – (плата, цель, машина, начало, приятность). 

Война – (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты). 

4. Упражнение «Исключи лишнее».      

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее. 

Цвет: 

·  апельсин, киви, хурма 

·  цыплёнок, лимон, василёк 

·  огурец, морковь, трава 

·  сахар, пшеница, вата. 

Форма: 

·  телевизор, книга, колесо 

·  косынка, арбуз, палатка. 

Величина: 

·  бегемот, муравей, слон 

·  дом, карандаш, ложка. 

Материал: 

·  банка, кастрюля, стакан 

·  альбом, тетрадь, ручка 

Вкус: 

·  конфета, картошка, варенье 

·  торт, селёдка, мороженое 

Вес: 

·  вата, гиря, штанга 

·  мясорубка, перышко, гантели.

Можно сделать вывод, что развитию познавательных способностей младших школьников следует подчинять не только содержание, но и практические методы работы. Желательно строить занятия таким образом, чтобы учащиеся могли расширять свой кругозор, развивать пытливость и любознательность, тренировать память, внимание, мышление, воображение. Данные познавательные процессы под воздействием познавательного интереса приобретают особую направленность и активность. Множество разнообразных приемов помогают развить и воспитать интерес к знаниям.

Дети от природы очень любознательны, и большинство из них приходят в начальную школу с огромным желанием учиться. Чтобы это желание не угасло, следует сделать все возможное, чтобы они смогли проявлять свои способности, а для этого нужно умелое руководство образовательным процессом со стороны учителя и воспитателя группы продленного дня. Устойчивость интереса – залог активного и положительного отношения детей к образовательному процессу, основа полноценного и всеобъемлющего усвоения знаний.

Педагоги в своей работе должны стремиться к созданию условий, обеспечивающих детям успех в обучении, ощущение радости при продвижении от неумения к умению, от незнания к знанию.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN