Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Учебно-методический комплекс "Прозадачи" как инструмент мониторинга метапредметных образовательных достижений обучающихся

Дата публикации: 2023-06-24 18:01:22
Статью разместил(а):
Меркулова Евгения Николаевна

Учебно-методический комплекс "Прозадачи" как инструмент мониторинга метапредметных образовательных достижений обучающихся

Educational-methodical complex "Protasks" as a tool for monitoring meta-subject educational achievements of students

 

Автор: Меркулова Евгения Николаевна

ГБОУ "СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: tdutybz51@gmail.com

Merkulova Evgeniya Nikolaevna

Secondary school No. 291 of the Krasnoselsky district, St. Petersburg, Russia

E-mail: tdutybz51@gmail.com

 

Аннотация: С целью унификации понятийного пространства и процедур организации сквозного наблюдения и оценивания метапредметных достижений, выработки общих критериев и шкал оценивания, был создан учебно-методический комплекс для непрерывного наблюдения за развитием метапредметных результатов в начальной школе — «#прозадачи».

Abstract: In order to unify the conceptual space and procedures for organizing end-to-end observation and evaluation of meta-subject achievements, developing common criteria and assessment scales, an educational and methodological complex was created for continuous monitoring of the development of meta-subject results in primary school - "#Prozadachi".

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, Прозадачи, мониторинг метапредметных образовательных достижений, начальная школа.

Keywords: educational-methodical complex, Prozadachi, monitoring of meta-subject educational achievements, primary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (далее – ООП НОО): метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Мониторинг метапредметных результатов – одна из важнейших задач, поставленная перед школой ФГОС.

Метапредметные результаты проявляются у обучающихся в виде метапредметных компетенций: умений, способностей, действий, которые подлежат формированию и развитию на всех уровнях обучения. Это – качественно новая задача, поставленная перед школой.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования метапредметных умений, и не понятна конкретная модель оценки (отслеживания) метапредметных результатов.

Перед учителем возникает проблема – на протяжении четырёх лет обучения оценивать динамику метапредметных результатов, выявлять дефициты в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.

Как «вооружить» детей необходимыми метапредметными умениями?

В настоящее время у учителей начальных классов нет рекомендаций по единому механизму развития метапредметных умений обучающихся, нет единого инструментария для оценки метапредметных результатов, как этого требует ФГОС.  

Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, провести оценку полученных результатов и наблюдать их динамику, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, невозможно.

Добиться этого можно только через специальную организацию образовательной деятельности [5]. Необходимо реорганизовать образовательную среду, создавая условия и используя валидных формы работы для развития у обучающихся метапредметных учебных действий [3].

Одной из таких форм является проектная деятельность. В начальной школе формой реализации проектной деятельности, адекватной возрастным особенностям младших школьников, могут стать проектные задачи [1,4]. 

Проектная деятельность для данной возрастной группы должна осуществляться в соответствии принципом «следования образцу»: в проектной задаче проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий; участники группы следуют по четкой инструкции учителя; приступая к задаче, обучающиеся имеют представление о продукте, создание которого им предстоит [1]. 

Инструментом для развития и отслеживания динамики метапредметных достижений обучающихся в нашем учреждении была определена технология решения проектных задач.

Для того чтобы оценивать метапредметные результаты, нужно определить, что именно учитель может оценить. Наблюдая  за деятельностью обучающихся, участвующих в решение проектных задач, учителя пришли к выводу, что обучающиеся демонстрируют учебные действия, которые четко проявляются, поэтому возможно организовать наблюдение за их становлением. В качестве результатов, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования, нами определены 12 интегративных учебных действий. Эти действия распределены в три интегративных метапредметных образовательных результата (далее - ИМОР), объединяющих в себе множество сходных качеств:

- ИМОР «Учебная грамотность» включает 6 основных учебных действий: умеет следовать предложенной инструкции; способен
к самоконтролю – определению правильности выполненной инструкции; умеет проверить ход и результат проектного задания, обнаруживает и исправляет ошибки, проверить качество работы; умеет работать самостоятельно и при необходимости  своевременно обратиться за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, интернет и т.д.); владеет навыками, связанными с культурой устной и письменной речи; владеет умениями и навыками публичного выступления, ведения диалога. 

- ИМОР «Коммуникативная грамотность» включает 3 основных учебных действия: умеет договориться при распределении ролей для выбора проектного задания; умеет конструктивно участвовать в совместной деятельности; умеет при необходимости оказать помощь участникам микрогруппы. 

- ИМОР «Информационная грамотность» включает 3 основных учебных действия: умеет прочитать проектное задание и понять его смысл; способен к проведению анализа текстовой информации; умеет работать с разными источниками информации, находит ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

УМК «#прозадачи» позволяет сориентировать учителя в следующих вопросах: Что оценить? Как оценить? С помощью чего?; позволяет объединить и координировать усилия педагогов в области диагностики метапредметных результатов и применить единые критерии оценивания. 

В состав УМК «#прозадачи» входят: 

1. Банк проектных задач: электронный каталог проектных задач, разработанных педагогами-новаторами, для учебного и методического обеспечения реализации комплексной программы курса внеурочной деятельности «Учимся решать проектные задачи» для 1-4 классов.

2. Диагностический комплекс: карты наблюдений; алгоритм оценивания метапредметных результатов в ходе решения проектных задач; критериальный аппарат оценивания метапредметных образовательных результатов.

3. Web-сайт «#прозадачи». Web-сайт представляет собой общедоступный интернет-ресурс, обеспечивающий хранение и управление материалами УМК «#прозадачи», общение и обмен опытом педагогов, использующих учебно-методический комплекс в практике работы, организацию внешней экспертизы, разрабатываемых проектных задач.

Методические материалы предлагаемого нами ресурса разработаны с учетом технологии решения проектных задач Алексея Борисовича Воронцова. Вместе с тем в рассматриваемом продукте проектная задача используется не только как средство вовлечения обучающихся в групповую деятельность, но и как инструмент для организации непрерывного наблюдения за развитием метапредметных результатов, является инструментом оценивания и отслеживания их сформированности.

Уровневые характеристики метапредметных результатов сформулированы с опорой на наблюдения и опыт учителей начальных классов ГБОУ № 509. В ходе решения проектных задач организуется целенаправленное системное включение детей в разные «роли» для возможности поработать с разными видами информации.

Инновационный продукт УМК «#прозадачи» представляет собой целостную, завершенную, но при этом открытую для развития, систему, построенную на технологии решения проектных задач. Состав продукта позволяет любой образовательной организации использовать представленный УМК для достижения заявленных целей без существенной доработки. Внедрение УМК «#прозадачи» позволит образовательной организации решить комплекс взаимосвязанных проблем: организовать проектную деятельность обучающихся в соответствии с возрастными особенностями данного периода развития обучающихся, сформировать единое понятийное пространство для педагогов начальной школы, вооружить учителей сквозной технологией для развития метапредметных результатов, обеспечить единство требований к организации образовательного процесса и диагностике уровня развития метапредметных результатов.

Педагогическим коллективом разработана и апробирована сквозная комплексная рабочая программа нелинейного курса внеурочной деятельности «Учимся решать проектные задачи» с 1 по 4 класс. Дидактическую основу программы составляет набор авторских проектных задач, прошедших внешнюю экспертизу. При работе над УМК авторским коллективом был разработан Ролевой комплекс, определяющий блочную модель работы обучающихся с различными видами информации в ходе создания продуктов проекта. Такой подход позволил субъективизировать деятельность обучающихся в соответствии с их образовательными возможностями и потребностями на каждом этапе обучения.

Используя такой подход, дети при решении проектных задач самостоятельно чередуют свою деятельность, определяя для себя «роль» на каждую задачу. Очень ценно, что у каждого обучающегося есть возможность «попробовать» себя в каждой из «ролей», следовательно, поработать  над созданием разных продуктов.

Таким образом, используя существующие технологические подходы, авторский коллектив существенно доработал имеющуюся технологию, разработал дидактический комплекс и инструменты диагностики уровня развития метапредметных результатов. Синергия свойств компонентов УМК «#прозадачи» порождает новые системные свойства и позволяет использовать технологию  проектных задачи, как инструмент для непрерывного наблюдения за развитием метапредметных результатов обучающихся начальных классов.

Персональные результаты деятельности детей представлены в электронном портфолио «Метафолио» в обобщенном виде.

Для того чтобы описанный инструмент по оценке метапредметных результатов обучающихся использовался систематически, была обеспечена система методической поддержки педагогов: организовано дистанционное организационно-методическое сопровождение учителей.

Благодаря тому, что УМК «#прозадачи» детально проработан, 100% учителей начальных классов успешно используют данный ресурс в своей работе. Опыт учителей неоднократно был представлен на мероприятиях различного уровня.  

Как показывает опрос, педагоги успешно осваивают УМК «#прозадачи» в работе, приобретая опыт самостоятельной, практической, рефлексивной деятельности и способны организовать учебный процесс, ориентированный на метапредметные результаты [5].

 

Литература:

1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе / Воронцов А.Б. и др. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.  

2. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / Воронцов А.Б., Заславский В.М., Раскина О.В. и др. — Вып. 1, 2. — М.: Просвещение, 2012. — 144 с.  

3. Сафонова Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Сафонова Т.В., Чумакова И.А. // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — С. 21–26.  

4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. — Глазов, 2012. — 144 с. 

5. Матвеева Т.Е., Сапон С.А., Панфилова Л.Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 116–120.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN