Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование читательской компетентности младшего школьника как условие развития функциональной грамотности

Дата публикации: 2023-06-04 14:04:37
Статью разместил(а):
Садыкова Гюзель Римовна

Формирование читательской компетентности младшего школьника как условие развития функциональной грамотности

Formation of reading competence of a primary school student as an condition for the development of functional literacy

 

Автор: Садыкова Гюзель Римовна

МАОУ "НОШ № 7 имени В.И. Ефремовой", г. Усинск, Россия

E-mail: guzel.mingaraeva@mail.ru

Sadykova Guzel Rimovna

Efremova Secondary School No. 7, Usinsk, Russia

E-mail: guzel.mingaraeva@mail.ru

 

Аннотация: Низкий уровень читательской компетентности нынешних школьников ведет к тому, что они становятся не готовы к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний. Ведь именно читательская грамотность является ключом к другим видам функциональной грамотности и приводит к успеху в трудовой, общественной и личной деятельности. Этот методический материал даст возможность педагогам не только начальной школы, но и основной школы  систематизировать, структурировать, сделать прозрачной организацию работы по читательской компетентности школьников.

Abstract: The low level of reading competence of today's schoolchildren leads to the fact that they are not ready for the effective development of the increasingly complex and increasing flows of information and knowledge. After all, it is reading literacy that is the key to other types of functional literacy and leads to success in work, social and personal activities. This methodological material will enable teachers not only of primary school, but also of basic school to systematize, structure, make transparent the organization of work on the reading competence of schoolchildren.

Ключевые слова: читательская компетентность, младшие школьники, осознанное чтение.

Keywords: reading competence, younger schoolchildren, conscious reading.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: школа, министерство просвещения,  научные центры по развитию образования. Проблема формирования функционально грамотной личности достаточно значима и для родительской общественности и в целом для организаций на рынке труда.

Почему это так важно? Современному обществу просто необходим человек функционально грамотный, то есть человек способный мыслить в рамках проблем, выявлять противоречия и связь явлений, адекватно оценивать ситуацию, быстро находить правильные решения. Это человек, обладающий универсальными учебными действиями.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам деятельности, таким как решать разные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, успешно взаимодействовать с окружающим миром, строить социальные отношения, оценивать свои умения и действия. Среди них чтение и работа с текстом занимает особое место. Читательская компетентность является одним из базовых навыков функциональной грамотности.

Умеете ли вы читать? Даже многие дошкольники ответят на этот вопрос, конечно же, да. И действительно, просто читать написанное умеют, но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию, может далеко не каждый. Не каждый взрослый способен при чтении различных текстов, выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать свое понимание и корректировать его.

Новый федеральный образовательный стандарт определяет читательскую компетентность, как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, успешно использовать её в общественных и личных целях. Для решения этих задач, я использую все возможности образовательного процесса: и урочную, и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет может внести свой вклад в формирование читательской компетентности младшего школьника.

Практически на каждом уроке я использую разнообразные методы и приемы формирования грамотного читателя.

Одним из важных умений такого читателя является осознанное чтение. В своей практике я часто наблюдаю: ученик читает с высоким темпом, выразительно, без ошибок, отвечает на вопросы по содержанию текста. Но как только вопрос начинается со слова почему: Почему учительница похвалила Андрея? (по рассказу А. Аксёнова «Весна»), Почему ветер не смог сдёрнуть плащ с путешественника? (по рассказу К. Ушинского «Ветер и солнце») ребята испытывают затруднение. Почему же так происходит? 

Может быть потому, что красиво, быстро и выразительно читая, ребёнок не осознаёт важное, не видит логики развития действий, не устанавливает причинно-следственные связи. То есть у него не сформировано умение выявлять главное и второстепенное, соотносить факты, явления, события, устанавливать логические взаимосвязи. Не сформированность этих умений мешают ученику разобраться в условии задачи, понять и осознать задание, извлечь нужную информацию из научно-познавательной статьи. Из этого следует, что формирование этих умений должно быть в системе работы учителя любого предмета. И, наверняка, со мной согласится каждый педагог.

Для формирования осознанного чтения в своей работе использую практически на каждом уроке такие приемы, как «Установи соответствие», «Ключевые слова», «Перепутанные логические цепочки», «Плюс-минус», «Лови ошибку», «Верные-неверные суждения», «Ассоциативный куст».

Так, например, разнообразно и эффективно можно применять прием «Ключевые слова». Данный прием можно использовать на любом уроке или этапе урока. Например, на уроке литературного чтения при первичном чтении можно дать задание в парах по ключевым словам узнай о каком эпизоде говорится. Учащиеся читают, записывают ключевые слова по любому эпизоду, представляют это своему партнёру в паре, который должен назвать эпизод из прочитанного. На уроке окружающего мира можно предложить ученикам по ключевым словам составить рассказ или пересказать. Такое задание можно использовать и на уроке математики: составить задачу или алгоритм, используя ключевые слова.

На уроке русского, английского или коми языка можно предложить учащимся выписать из текста ключевые слова и составить, используя их новое речевое высказывание. Также на любом уроке при работе с текстом, учащимся предлагается следующее задание: используя ключевые слова, проследи, как развивались события. Очень нравится детям своеобразная игра, которую я назвала «Цепляй ключевое слово». Один ученик выбирает ключевое слово из одного абзаца и фиксирует его, другой из другого абзаца и т.д. По составленной цепочке ключевых слов можно предложить разные задания (пересказать текст, описать предмет, явление, событие, закончить цитату). Таким образом, ребята учатся читать текст вдумчиво, зная, что им нужно выделить ключевое слово читают, осмысливая, устанавливая логические связи.

Результативность целенаправленного использования данного приема при работе с математическими текстами я заметила уже концу первого класса. Ни для кого не секрет, что работа над задачей в начальной школе – одна из  самых трудных тем. Из прошлого опыта я поняла: научить ребят найти ключевые слова в тексте задачи, расставить их по своим местам – задача уже решена. И отрадно  было увидеть подтверждение этому в результатах контрольной работы по теме решения задач. 100% учащихся  справились с заданиями этой работы.

Для формирования умения устанавливать соответствия эффективно использовать прием «Плюс-минус». Данный прием очень прост в использовании и может быть применен в любом учебном предмете, на любом этапе урока.  Это может быть соотнесение задач теме урока, знакомство с содержанием нового раздела, установление соответствия определенного факта, высказывания, характеристики героя, прочитанному тексту, при закреплении различных определений и понятий. Такое ранжирование при работе с различной информацией, текстом заставляет учащихся читать вдумчиво, внимательно, выделяя главное.

Для формирования осознанного чтения интересен прием интерактивного обучения Яна Амоса Коменского «Жокей и лошадь». Его суть в том, что класс делится на две группы - жокеев и лошадей. Первые получают карточки с вопросами, с условиями задач, выражениями, понятиями, названиями географических объектов и другое; вторые – правильные ответы, решение задач, значения выражений, определения, характеристика объекта и другое. Каждый жокей должен найти свою лошадь. Этот прием можно использовать как на этапе закрепления, так на этапе изучения нового материала. Используя этот прием, как и любой прием интерактивного обучения, важно помнить о воспитании культуры поведения и взаимоотношений. В такой игре дети учатся быстро прочитывать, понимать и устанавливать соответствие.

На протяжении многих лет анализ результатов всероссийских проверочных работ и по русскому языку, и по окружающему миру 4 классов, и многим предметам основной школы показывает недостаточное умение школьников работать с текстом (выделять главную мысль, составлять план, интерпретировать текст), формулировать речевое высказывание устно и письменно на основе заданной ситуации или текста, правильно выражать свои мысли. На мой взгляд, исправить ситуацию возможно, если каждый учитель с самого первого урока в первом классе и до последнего урока в 11 классе будет уделять серьезное внимание формированию специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом. Таких как, умение находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы, умение устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел.

Педагогическая наука предлагает великое множество приемов для формирования умения работать с текстом. Мною используются такие, как «Чтение с пометками», «Инсерт», «Думай, найди, делись», «Трёхшаговое интервью», «Слушающая тройка», «Чтение в кружок», «Шаг за шагом», «Цветок лотоса», «Двухчастный дневник» и другие. А начинается формирование умений работать с текстом с самой первой картинки Букваря. Рассматривая иллюстрацию дети учатся выделять главных персонажей, главные объекты, главное действие, учатся описывать сюжет, учатся определять тему, главную мысль, задавать вопросы. Таким образом, у детей еще не умеющих читать формируются основные умения, которые способствуют осмысленному чтению.  

Управлять процессом осмысления текста во время чтения помогает использование приема «Чтение в кружок». Данный прием целесообразно использовать при работе в группе. Учитель предлагает задание. Дети начинают по очереди (по кругу) читать текст по абзацам. При этом текст выдается на группу в одном экземпляре, это делается для того, чтобы дети одновременно учились осознанно читать и внимательно слушать. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающие отвечают. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Одно из важных умений читательской компетентности систематизировать и обобщать прочитанное. Примером образного структурирования материала является «Цветок лотоса» или «Цветик семицветик». Используется прием «Цветок лотоса» при изучении нового материала, на уроке обобщения и систематизации знаний, а также в проектной деятельности, когда нужно обозначить несколько вариантов решения проблемы. В центре на сердцевине цветка главная мысль, тема или проблема, вокруг 8 лепестков, куда вписываются аргументы, свойства, характеристики, варианты решения проблемы. В гуманитарных дисциплинах это могут быть причины или предпосылки события, в химии структурные особенности главного характеризуемого вещества, а для малышей это могут быть особенности предмета, правила, свойства.

Очень важно, чтобы на цветке остались незаполненные лепестки (ячейки). Это стимул для самостоятельного поиска информации в других источниках. Это стимулирует умственную деятельность и мотивацию на поиск. После заполнения получается картинка, легко запоминающаяся, которую можно использовать как памятку. Формировать умения систематизировать и обобщать прочитанное помогают и другие педагогические приемы. Такие, как «Ветка «Как?», «Кластер», «Перестрелка вопросов», «Денотатный граф» и другие.

Из собственного опыта  я знаю, что труднее всего организовать этап представления работы в группах с текстом, информацией. Как правило, ребятам в группах очень сложно слушать других. Эффективно помогает привлечь внимание слушателей, особенно младших школьников, прием «Шаг за шагом». Когда ребята сопровождают свое сообщение движением, это привлекает внимание других.

Важное направление в работе учителя по формированию читательской компетентности – оценка уровня сформированности читательских умений школьника, она позволяет отслеживать промежуточные результаты, вносить коррективы. В своей работе я использую  методики оценки уровня сформированности читательской грамотности, основанные на диагностики 4 –х групп  читательских умений. Результатом такой работы становятся таблицы учета индивидуальных результатов проверки сформированности читательских умений по каждой группе, а также сводная таблица по всему классу, что является основанием  для дальнейшей работы по формированию читательской компетентности. Это позволяет спланировать индивидуальную работу с учащимися и в целом оценить эффективность тех или иных используемых мною методических приемов.  С целью привлечения родителей к проблеме формирования читательской компетенции младшего школьника, организации индивидуальной помощи учащимся, я использую ресурсы персонального сайта. Это своеобразная образовательная платформа, где я предлагаю и школьникам и родителям различные памятки, инструкции, карточки-помощницы по работе с тем или иным материалом, дополнительные интересные сведения и факты.

Одним из важных результатов такой работы я считаю – активный интерес школьников к чтению. Мои ребята активные пользователи школьной и городской библиотеки. Благодаря традиции, которая сложилась в нашем классе «Поделись своей книгой», во многих семьях стали появляться свои личные библиотеки. Кроме того, работа по формированию читательских умений помогает ребятам проявить себя в проектной деятельности, в творческой деятельности, в конкурсных мероприятиях, организованных городской детской библиотекой.

Таким образом, я уверена, эта работа окажет эффективное влияние на достижение предметного, личностного и метапредметного результата. И как следствие формирование читательской компетентности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности.

Чтобы в жизни разобраться мы читаем!

Без призывов и нотаций мы читаем!

Чтобы опыт накопить, чтобы человеком быть мы читаем!

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN