Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие читательской грамотности младших школьников

Дата публикации: 2023-05-04 19:52:43
Статью разместил(а):
Валекжанина Юлия Геннадьевна

Развитие читательской грамотности младших школьников

Development of reading literacy of younger schoolchildren

 

Автор: Валекжанина Юлия Геннадьевна

МБОУ "Гимназия № 259" ЗАТО Фокино, Приморский край, Россия

E-mail: yuliavalekjanina@gmail.com

Valekzhanina Yulia Gennadievna

Gymnasium 259, Fokino, Primorsky Krai, Russia

E-mail: yuliavalekjanina@gmail.com

 

Аннотация: Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Abstract: Functional literacy is the ability to apply the knowledge and skills acquired at school in life. This is the level of education that can be achieved during schooling, which implies the ability to solve life problems in its various spheres.

Ключевые слова: развитие читательской грамотности, младшие школьники.

Keywords: development of reading literacy, primary school students.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод: чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. 

Научное понятие понятия «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть. 

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.  

Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным. 

Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе: 

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста. 

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. 

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием. 

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного. 

В 1 классе для формирования смыслового чтения целесообразно предлагать задания на уровне слова: найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р 

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА 

Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д. 

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака). 

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы: 

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь) 

Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: Прочитайте пословицу правильно 

Здоровому - грач не нужен. 

Лес рубят – кепки летят. 

Слезами морю не поможешь. 

Старый круг лучше новых двух. 

Ус - хорошо, а два лучше. 

Труд кормит, а пень портит. 

Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными). 

Начиная со 2 класса задание усложняется: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе. 

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов. 

Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.  

Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. 

Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание: Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире. 

«Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение. 

Приём «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах. 

Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям. 

Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений. 

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. 

Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя,  задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». 

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с. 

2. Бунеев Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50. 

3. Козлова Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50. 

4. Морозова Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовнонравственного воспитания // Методист. – 2015.– №1. – с.40. 

5. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя). 

6. Прохорова С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50. 

7. Рябова Н.И., Данильчук Т.П. Школьная библиотека и внеурочная деятельность // Школьная библиотека. – 2013. – №1. – с.32. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN