Мелодекламация как средство развития музыкальных способностей во внеурочной деятельности
Мелодекламация как средство развития музыкальных способностей во внеурочной деятельности на занятиях по вокалу
Melodeclamation as a means of developing musical abilities in extracurricular activities in vocal classes
Автор: Ивкова Марина Александровна
ОГБОУ «Лицей № 9 Белгорода», Белгород, Россия.
e-mail: meryivkova@yandex.ru
Ivkova Marina Aleksandrovna
Lyceum № 9, Belgorod, Russia.
e-mail: meryivkova@yandex.ru
Аннотация: В статье раскрываются некоторые аспекты использования мелодекламации как средства развития музыкальных способностей вокалиста.
Annotation: The article reveals only the General features of the influence of melodeclamations on the development of musical abilities of the vocalist.
Ключевые слова: мелодекламация, музыкальные способности, вокал.
Keywords: melodeclamation, musical abilities, vocal.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Мелодекламация – это художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки [5]. Этот вид искусства в разные годы был более популярным или менее. Как приём, мелодекламация существовала в европейском оперном искусстве, но уже с середины XVIII века в Европе мелодекламация трансформировалась в самостоятельный концертный жанр. Это были тексты балладного плана, которые были использованы такими композиторами, как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист и др. В России мелодекламация встречалась у Е. Фомина, а получила распространение в конце XIX века у композиторов Г. Лишина, А. Аренского.
Отличие декламации под фоновую музыку и мелодекламацией в том, что в мелодекламации читающий соблюдает ритмику мелодии, под которою идет чтение. Это как пение без соблюдения тональности, но с соблюдением ритма.
Не существует единого определения «мелодекламация». Так, в словаре Ожегова мелодекламация трактуется, как декламация стихов и прозы, сопровождаемая музыкой [7]. В музыкальной энциклопедии это же определение звучит так: «Соединение выразительного произнесения текста и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении» [4]. Проанализировав разные определения, мы остановились на дефиниции из Большого энциклопедического словаря, где под мелодекламацией понимается «чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки» [1].
Данный вид искусства является очень редким и одновременно актуальным для работы с детьми, особенно в классе вокала во внеурочной деятельности. Важно учитывать возрастное развитие детей и начинать разучивание декламации под музыку с соблюдением смысловых пауз, темпа и интонации.
Применяя мелодекламацию на уроках вокала, мы развиваем:
- чувство метроритма;
- ладовое чувство;
- воображение;
- чувство формы произведения через эмоциональное восприятие звучащих мелодий;
- ансамблевое чувство;
- общий кругозор, знакомя обучающихся с поэтическими или литературными текстами и с произведениями живописи (в случае использование видеоряда).
Также развивается эмоциональная культура, которая помогает социализации в современном обществе. Это вид творчества уникальный и сможет украсить любой концерт или творческое мероприятие.
Создание номеров для мелодекламации – процесс очень интересный и творческий. Я считаю, что работа проходит 3 этапа: выбор художественного текста, подбор музыкального произведения, подбор видеоряда.
Для музыкального сопровождения поэтического или прозаического текста в последние годы чаще можно услышать чтение стихотворений под электронную музыку, сделанную с помощью музыкально-компьютерных программ и цифровых инструментов. Помимо аудиозаписи, могут подойти разные инструменты, ансамбли и даже оркестр, но в основном из инструментов используется фортепиано, для создания камерной обстановки, наиболее соответствующей жанру мелодекламации.
За годы обучения каждому ученику желательно познакомится с мелодекламацией, поучаствовать в процессе ее создания. Это оказывает сильнейшее воздействие на развитие эмоциональной сферы ученика, имажинитивных и когнитивных навыков. Коллективное творчество будет способствовать также преодолению боязни сцены, раскрытию творческого потенциала учеников.
Среди научных работ по проблеме мелодекламации диссертация А.В. Ольшевской «Русская мелодекламация: Серебряный век» [3]. В ней с искусствоведческой точки зрения анализируется история развития мелодекламации в России. Кроме этих работ, известны также публикации этого же автора «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Стихи, прочтенные по нотам».
Одним из редких методических трудов, касающихся данной темы, является учебно-методическое пособие преподавателя Детской музыкальной школы №1 города Белгорода Т.А. Токаревой «Вдохновение», в котором один из разделов был посвящен мелодекламации. Здесь же автором приведены примеры удачного объединения стихов и музыки.
Достаточно много материала встретилось в сетях интернета. Среди них выделяется особой практической значимостью «Методические положения работы над мелодекламацией в классе фортепиано» Т.И. Карачаровой [5]. В них автор опирается на собственный педагогический опыт автора и обобщает работу в этом направлении за несколькo последних лет. Она пишет: «Создание моделей мелодекламаций – процесс очень интересный и творческий. Он содержит несколько этапов, последовательных и взаимообусловленных.
Первый этап – выбор музыкального произведения, к которому хотелось бы подобрать поэтический текст (или прозу)». Т.И. Карачарова предлагает, прежде всего, найти произведения, родственные по характеру, эмоциональному настроению: «Важно, чтобы у обоих сочинений был единый темпоритм», и для правильного решения предлагает изучить основные стихотворные размеры. У каждого стихотворения, если рассматривать его как текст для песни, есть своя абсолютная мелодия. Если композитор ее находит – рождается не просто хит, но будущая песенная классика. То же самое происходит с мелодекламацией, но выбор музыки для стихотворения намного шире.
Второй этап, согласно рекомендациям Татьяны Ильиничны – работа над формой мелодекламационного произведения, объединение поэтического и музыкального текстов.
Третий этап – работа над художественной стороной исполнения, включающей в себя темпоритм и интонирование, выявление кульминаций, акцентирование определенных слов в стихотворении, ускорением и замедлением речи, повышением, понижением интонации или ее ровным течением и т.п.
Четвертый этап – подбор видеоряда, созвучного по эмоциональному настроению с музыкальным произведением и поэтическим текстом.
Я считаю, что данная периодизация работы над мелодекламацией является универсальной и для работы во внеурочной деятельности на занятиях по вокалу, с условием ее некоторой трансформации. Рассмотрение этой темы очень перспективно и с теоретической, и с практической точки зрения.
Список литературы:
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004. – 1456 с.
- Волков-Давыдов С.Д. Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт). – М.: типография К.Л. Меньшова, 1903. – 100 с.
- Глумов А.Н. О музыкальности речевой интонации // Вопросы музыкознания: сборник статей. Т.1. – М., 1956. – С. 291-323.
- Карачарова Т.И. Мелодекламация как средство развития эмоциональной сферы обучающегося в классе фортепиано.
- Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973 – 1982.
- Риман Г. Музыкальный словарь / пер. с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона, доп. рус. отд., сост. при сотрудничестве П. Веймарна [и др.] ; пер. и все доп. под ред. Ю. Энгеля. – М.; Лейпциг : П. Юргенсон, 1901-1904. – 1531 с.
- Русская мелодекламация: Серебряный век: автореферат дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Ольшевская Антонина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского]. Москва, 2016. - 26 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.