Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Теоретические аспекты проблемы познавательной инициативы младших школьников

Дата публикации: 2022-11-07 02:34:37
Статью разместил(а):
Прохоренко Екатерина Олеговна

Теоретические аспекты проблемы познавательной инициативы младших школьников

Theoretical aspects of the problem of cognitive initiative of younger schoolchildren

 

Автор: Прохоренко Екатерина Олеговна

Московский Педагогический Государственный Университет, г. Москва, Россия

E-mail: catya1902@yandex.ru

Prokhorenko Ekaterina Olegovna

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

E-mail: catya1902@yandex.ru

Аннотация: Статья нацелена на поддержку формирования и развития познавательной инициативы у ребенка в ситуации детско-родительских взаимоотношения и взаимодействия и опирается на нормативную картину возрастного развития младшего школьника. В ней рассматривается инициатива, понимаемая, как интегративное качество личности ребёнка; а также представлены критерии проявления когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой составляющей структурной организации изучаемого психолого-педагогического феномена.

Annotation: The article is aimed at supporting the increasing cognitive initiative of the child and is based on the normative picture of the age development of the younger student. It considers initiative, understood as an integrative quality of a child's personality; and also presents the criteria for the manifestation of the cognitive, motivational and emotional-volitional structural-component component of the studied psychological and pedagogical phenomenon.

Ключевые слова: познавательная инициатива, познавательная активность, учебно-исследовательская деятельность, детско-родительские отношения.

Keywords: cognitive initiative, cognitive activity, educational and research activity, subject of activity, parent-child relationship.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Проявление познавательной инициативы начинается каждый раз, когда ребенок стремиться решить задачу самостоятельно, находя различные варианты и подходы к решению. Важным моментом готовности, как и учителя, так и родителей к организации учебной деятельности младших школьников является умение создавать условия для возможности проявления познавательной инициативы. Результаты данного исследования позволят дополнить наличные представления изучаемой проблемы познавательной инициативы младших школьников в семейных условиях, определить критерии возникновения и проявления познавательной инициативы младших школьников, а также помогут спроектировать более эффективную психолого-педагогическую поддержку по развитию познавательной инициативы в контексте начального школьного образования и детско-родительских отношений.

Современная ситуация развития образования демонстрирует тенденцию негативного отношению к обучению, увеличивается численность учеников, которые не желают учиться, понимая, что это неинтересно и трудно. К негативному восприятию процесса обучения и к образованию в целом приводит столкновение ученика с учебными трудностями в ходе учебной деятельности, неумение справиться с учебными задачами самостоятельно, получение отрицательных результатов в обучении и негативном реагировании родителей, отказа родителей в помощи ребенку в организации учебной деятельности, выполнении домашней работы. Это приводит к отсутствию стремления самостоятельного поиска учебно-познавательной информации и не желанию самостоятельно присваивать новую информации и опыт, а также к общей тенденции неуверенности и невозможности быть самостоятельным в учебных действиях. Об общем снижении когнитивного развития, писал Д.И. Фельдштейн, когда детская энергичность и самостоятельное желание действовать снижается на фоне эмоционального дискомфорта [17].

Изучение проблемы познавательной инициативы младших школьников как осознанного стремления личности к познанию мира и самосовершенствованию, саморазвитию продолжают оставаться наиболее популярной в психолого-педагогических исследованиях в связи с новыми процессами, определяющими когнитивные, волевые и личностные характеристики ребенка, как субъекта образовательного процесса в современном мире. Ведь качество образования, на сегодняшний день, во многом, зависит от того, насколько у младшего школьника будет развита субъектная позиция в ходе учебной деятельности. В младшем школьном возрасте её развитие начинается благодаря проявлению осознанного и активного отношения к учебной деятельности. Такое отношение может характеризоваться сознательной установкой и способностью младших школьников к самостоятельному поиску способов решения учебных задач и усвоения содержания учебного материала с соотнесением его в содержательном плане с личным опытом учащегося.

К достижению младших школьников на уровне ключевых компетенций личностных результатов, сформированных в системе ценностных отношений обучающихся к учебно-познавательному процессу и к его результатам, к себе и к другим участникам образовательного процесса, ФГОС НОО устанавливает определенные требования, а именно готовность аргументировать и обосновывать свою позицию, способность к целеполаганию, к обладанию активной позиции ученика. Что проявляется в виде желания и стремления задавать вопросы, которые необходимы для организации собственной учебной деятельности и сотрудничества с другими участниками учебного процесса. В способности к рефлексии, к постановке новых учебных задач и умении находить оригинальные способы решения, выражающиеся в проявление активной и самостоятельной позиции учащегося, в переносе идей из одной предметной области науки в другую. А также наличие мотивации к учению и готовность к самостоятельным действиям в ситуации свободного выбора. Так, многомерное видение проблемы познавательной инициативы прописано Федеральным законодательством в формировании и развитии данного качества личности, выражающегося в проявлении личной инициативы младших школьников в процессе осуществления нового действия с целью получения нового знания, посредством познавательной деятельности.

Федеральный закон №273-ФЗ (41) и Концепция образования РФ указывает на то, что потребность в инициативных, активных, самостоятельных, сознательных, способных к саморазвитию, к самоопределению и социально-адаптивных детях является одной из важнейших для современного этапа развития нашего общества [16]. Основой принцип ФГОС НОО предполагает собой построение образовательной деятельности при учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, в основе которой ребенок является полноценным участником учебного процесса, а именно субъектом образовательных отношений. Следовательно, приоритетом для российского начального общего образования считается поддержка развития способности детей к проявлению инициативы в учебно-познавательной деятельности.

В то же время, понимается реальным, что познавательная инициатива - не безусловное следствие детского развития, и далеко не все младшие школьники обладают этим важным личностным качеством. Истоки формирования и развития познавательной инициативы определены социальной ситуацией развития, ведь вне деятельности, вне связи с общественной ситуацией развития, невозможно обнаружить ни тенденций развития познавательной инициативы, ни возможностей управления ими самостоятельно. Именно в семье происходит организация жизни ребенка, родители призваны упорядочивать жизнедеятельность ребенка, а также воспитывать положительное отношение к учебным предметам и учебным действиям, деятельности, помогать учиться самостоятельно.

В настоящий момент, родители довольно мало уделяют внимания формированию и развитию познавательной инициативы, так как уверены, что именно образовательные учреждения и квалифицированные специалисты подготовят их детей более качественно, но это ошибочно. Именно при взаимодействии семьи и образовательных учреждений формируется личность ребенка и поэтому столь значима роль семьи в развитии познавательной инициативы в младшем возрасте. Так, проявление детской инициативы является результатом социального влияния семьи, в которой воспитывается ребёнок. Только значимые взрослые, семья могут создать все необходимые условия для активизации и развития познавательной инициативы и успешности в усвоении знаний. Следовательно, встает необходимость решения проблемы социального влияния семейного воспитания на формирование и развитие познавательной инициативы. Сложившиеся противоречия и определяют проблему исследования.

Как же получится придать учебному познанию инициативный характер в процессе учебной деятельности? Не только благодаря актуальному проектированию образовательной среды и использованию образовательных технологий, нацеленных на развитие субъектности младшего школьника, но посредством оказания влияния на семью, которая, в свою очередь, является условием поддержки развития познавательной инициативы через выстраивание определенных в детско-родительских отношений. Компетентный родитель обращает внимание на учебно-познавательные увлечения и интересы ребенка, поощряя его во всех начинаниях, оказывает родительскую поддержку и помощь. Если же родительское подкрепление отсутствует или значимый взрослый не принимает участие в познавательном развитии ребенка, младшего школьника и вовсе не побуждают к учебно-познавательной деятельности, в семье не помогают с решением интеллектуальных и практических задач, то, тогда у ребёнка формируется отрицательное отношение к учебной деятельности и к познанию в общем.

Недостаточная разработанность в данной области и доказала необходимость теоретического обоснования проблемы изучения развития познавательной инициативы младших школьниках в контексте детско-родительских отношений. Формирование и развитие же данного исследуемого феномена во многом определяется детско-родительскими отношениями, социальной ситуацией развития в семье.

Следовательно, детско-родительские отношения оказывают влияние на развитие познавательной инициативы ребенка. Например, если у авторитарных родителей высокие требования или ожидания от ребёнка, то у их ребенка может развиться страх неудач, проявятся первые тревожные и навязчивые мысли и отсутствие желания учиться. Тревожность – может стать личностной особенностью в данном возрасте. Возможно, и обратная ситуация, если же родители, наоборот, не чрезмерно требовательные, а вообще не поддерживают своих детей, не поощряют, недооценивают, не пытаются их стимулировать в обучении, никак не организуют и не координируют, то это говорит об ещё более тяжелом случае равнодушных родителях. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Если же родители проявляют излишнюю терпимость, то они вообще никак не ожидают послушания от своего ребенка и не могут регулировать, контролировать самостоятельное поведение ребенка. О низком проявлении познавательной инициативы можно говорить и тогда, если же дети настолько окружены родительской любовью, что они не умеют ставить перед собой цели, стремиться достичь их, мотивировать себя, не умеют работать в напряженной обстановке, ведь условия в семьи совершенно не готовили к самостоятельности. При наличии гиперопеки – излишний контроль над всей жизнью ребенка, основанный на тесном эмоциональном контакте, зачастую приводит к пассивности, несамостоятельности, несостоятельности самостоятельно что-либо сделать, трудностями в общении со сверстниками, отвергает чуждые для его требования. Конфликты возникают по причине того, что от ребенка требуется то детская послушность, то взрослая самостоятельность и нет четких последовательных требований к ребенку, систем наказания и поощрения.

Термин «инициатива» пришел в русский язык из французского, во французский язык он пришел из латыни –initium, и его смысловое значение показывает переход от желаемой действительности к реализуемой, то есть переход от желаний к действиям, а переводится как «первый шаг в дело, начало, почин, начинать». Ещё К.Д. Ушинский подчеркивал особую важность в развитии детской инициативы [6]. В XX веке далее, по определению Мерлина В.С., инициатива – это внутреннее побуждение в решении какой-либо проблемы и к новым формам деятельности, а также предприимчивость в выдвижении и осуществлении новой идеи [10]. Исследуемый термин «познавательная инициатива» не может быть рассмотрен без опоры на термин «познавательная активность», так как эти понятия имеют сходство, однако, по нашему мнению, они имеют различные значения, хотя и тесно взаимосвязаны между собой.

В общепсихологическом и в возрастном аспекте, вопросы особенности развития познавательной активности младших школьников изучали К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Красило, Г.М. Лебедев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Ф.И. Харламов, Г.И. Щукина. Так, Н.Н. Рассмотрим авторские толкования данного понятия:

· «Познавательная активность – готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях (Н.А. Половникова);

· Познавательная активность – проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям (Л.П. Аристова);

· Познавательная активность – волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р.А. Низамов);

· Познавательная активность – проявление потребности жизненных сил обучающихся (Г.И. Щукина)».

Шамова Т.И. определила данное понятие более точно, как не просто деятельное состояние в ходе учения ребенка, а как активность в учении, при проявлении которой, ребенку необходимо мобилизовать свои волевые усилия на решение учебных задач, в достижении положительных результатов, а также самостоятельно поставленной учебной цели. Тогда и выявляются качественные личностные характеристики учащегося с его отношением к содержанию, видам ученой деятельности и к другим участникам образовательного процесса. Отсюда, среди качественных характеристик личности при проявлении познавательной активности можно выделить следующие: стремление к познанию, к проявлению волевых и интеллектуальных усилий и формированию предпосылок возникновения и проявления инициативной личности, способной к саморазвитию, к умению учиться.

В исследованиях Цукерман Г. указывает, что в умении учиться присутствует компонент проявления самостоятельности и познавательной инициативы ребенка. Так как умение учиться представляет собою способность к саморазвитию, психическим механизмом которого является рефлексия.

Н.Н. Поддъяков на основе исследования выделил типы детской активности, а именно: собственная активность ребенка и та, которая инициирована значимым взрослым. 

Когда познавательная активность, активная деятельность в познании изначально задана, побуждается извне, будучи внешне мотивированной с переходом на всё более новый уровень развития познавательной активности далее присваивается, интериоризируется, то в дальнейшем, находит проявления в личной инициативе и активном стремлении ребенка в процессах учения и познания. Так, исходя из личного стремления ребенка к процессам обучения и познания, проявление познавательной инициативы - является показателем проявления высокого уровня познавательной активности младших школьников.

Проанализировав теоретические подходы к изучению данного феномена в отечественной и зарубежной литературе, можно определить, что нет среди исследователей единой точки зрения относительно определения понятий «инициатива», «познавательная активность» «познавательная инициатива». Но исходя из данного многообразия теоретических представлений и возможности систематизировать уже имеющийся психолого-педагогический опыт в изучении данной проблематики, можно выделить следующие подходы к пониманию инициативы:

- Инициатива – это проявление общей активности человека (на основе исследований концепций деятельности А.Ф. Лазурского, А.И. Крупновой, И.А. Джидаряна, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и других);

- Инициатива – это самостоятельное личностное качество (К.А. Абульханова-Славская, С.В. Тетерский, М.С. Говоров, Н.С. Степашов, А.Н. Поддяков и др.);

- Инициатива – это совокупность разнообразных характеристик, которые связаны с различными личностными образованиями, а именно с динамическими, мотивационными, эмоциональными и когнитивными (А.С. Жарикова);

- Инициатива – это системное свойство личности (А.И. Крупнов).

Так, по мнению ученых Е.А. Григоренко, Т.В. Корниловой, О.Г. Кузнецовой, познавательная инициатива — это такая качественная характеристика ума, способствующая общему развитию интеллекта у ребенка [7]. К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что познавательная инициатива может обозначить и самовыражение личности, и проявление встречной активности по отношению к другому, что вносит важность в контекст рассмотрения условий и критериев возникновения и проявления познавательной инициативы в социальной ситуации развития, а именно в условиях семьи, в сотрудничестве со значимыми взрослыми [1]. В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» детская инициатива обозначается, как такая характеристика личности, деятельности и поведения, которая определяет способность человека действовать, исходя из внутреннего побуждения, в отличие от поведения, осуществляемом на внешние стимулы.

О тесной взаимосвязи структурной организации, а именно нравственноволевых, регулятивных процессов и познавательно-эмоционального отношения писала Шамова Т.И. Далее, представляется важным рассмотреть, структурную организацию познавательной инициативы, предложенную в работах различных отечественных и зарубежных учёных для описания качественных характеристик структурной организации изучаемого понятия. Так, в Ричарда Бояциса и Д. Гоулмана, где инициатива понимается, как стремление достижение к цели и является одной из проявленных компетенций «эмоционального интеллекта» и означает готовность действовать по возможности [5].

Обобщение переживаний между эмоциями и действиями на уровне осознания осуществляется, посредством осмысливания определенных когнитивных установок: об этом единстве интеллекта и аффекта в свое время писала Л.А. Божович [3].

Способность ребенка к произвольному поведению, способность подчинить личные намерения, желания и стремления, собственное поведение согласно поставленным целям — это и есть показатели развитости волевой сферы младшего школьника. Г.Г. Кравцов в своей статье пишет о регулирующей функции воли между эмоциональной и когнитивной сферой личности [8].

Определенная связь и взаимообусловленность прослеживается между когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами личности в структурной организации познавательной инициативы. В работах Б.М. Теплова, В.М. Экземплярского, М.С. Говорова, И.Е. Плотника, О.И. Ложечки, Л.М. Попова «познавательная инициатива» представляется, как, интеллектуальная особенность личности, связанная с ее индивидуальными склонностями и способностями.То есть ребенок может проявлять познавательную инициативу только в тех областях, которые ему более интересны, к которым у него есть склонность, способности и хорошие результаты, успехи. Например, малоинтересные области могут не вызывать познавательной инициативы ребенка и вовсе. Следовательно, в нашем исследовании познавательная инициатива младших школьников рассматривается как системное свойство личности, понимаемое посредством взаимовлияния когнитивной (интеллектуальной), мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности.

Исходя из деятельностного подхода, воля человека понимается как борьба мотивов, стоящих за потребностями человека, так как определенные функции, а именно смыслообразования и побуждения регулируют поведение человека в целом. Тогда для ребенка очерчивается тонкая грань и соотношение между «хочу» и «надо», где первое желание постепенно перемещается в сторону организации намерения: о таком конфликте в детской душе и пишет Д.А. Леонтьев [12]. Так, ребенок, подражая взрослым учиться строить планы, прогнозировать и предвосхищать результаты, учится их осуществлять, задавая вопросы взрослым, тем самым проявляя любознательность, активность, самостоятельность в изучении окружающего мира.

Так, Т.И. Шульга акцентирует внимания на том, что младший школьный возраст — это сензитивный этап для развития эмоционально-волевой сферы. Несмотря на это, актуальным является недостаточный уровень развития эмоциональной и волевой сферы у младших школьников, что и приводит к неумению преодолевать учебные трудности, к снижению сознательного отношения к учению, к учебной деятельности, к чувству неуверенности в своих учебно-познавательных способностях и возможностях, к комплексу неполноценности к окружающему миру и к своим родителям. Это и подтверждает мысль о значимости влияния эмоционально-волевого компонента на достижении личностных результатов в развитии в контексте начального общего образования. Результаты же исследований личности детей младшего школьного возраста предоставляют данные о том, что эмоционально-волевая сфера развита в меньшей степени, чем интеллектуальная, когнитивная сфера.

Волевое действие характеризуется самостоятельностью, осознанностью, собственным и инициативным действием субъекта образовательного процесса. Так, регуляция поведения человека невозможна без учета активной позиции субъекта в учебной детальности, изначально формируемая в таких социальных институтах, как семья и школа, координирующее реальное взаимодействие ребенка со сверстниками в взрослыми, в умении регулировать собственное поведение. В настоящее время, во многом утрачен опыт направленного психолого-педагогической подготовке родителей к построению детско- родительских отношений и новых отношений между институтом семьи и образовательным учреждением. Следовательно, так важен вопрос о влиянии детско-родительских отношений на развитие и формирование познавательной инициативы младших школьников в современных условиях утраты былых идеологических ориентиров и ценностей, настроек в нашем обществе.  

Имеющиеся дефиниция понятия «познавательная инициатива» на основе психолого-педагогического анализа позволила определить познавательную инициативу младших школьников, как интегративное качество личности ребенка, которое выражается в единстве когнитивных, мотивационных и эмоционально-волевых характеристиках, а именно регулирующая функция воли между эмоциональной и когнитивной сферой личности, обусловленной социальной ситуацией развития и формируемая в семье, отражает готовность ребенка преобразовать заданную учебную ситуацию извне в самостоятельное познавательное исследование и способность к учебно-исследовательскому реагированию в нестандартной учебной ситуации, что характеризуется осознанным и решительным желанием что-либо начать или начать преобразовать без влияния чьих-то требований или заданий.

Детско-родительские взаимоотношения представляются нам первостепенным фактором развития личности младшего школьника, ведь наш мозг ориентирован на социальное поведения, дети обучаются при взаимодействии со взрослым. Самым лучшим стимулом для человека является другой человек. Родители своим трудом обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, порою ограждая его их каких-либо забот, трудностей, усилий. Тогда, вопрос об активной самостоятельной развитой личности отходит на второй план, ведь первостепенно для родителей важно – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

Обратная же ситуация при тактике «невмешательства» в системе детско-родительских отношений строится на признании целесообразности независимого существования взрослых от детей, тогда о каком же социальном научении может идти речь? Дети с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний не ставят перед собой высоких целей, постоянно сомневаются в своих способностях, не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем и быстро смиряются с низким уровнем успеваемости, складывающийся уже в самом начале обучения. Поэтому именно сотрудничество, как тип детско-родительских отношений означает опосредованность межличностных отношений в семье с общими целями, задачами совместной деятельности, ее высокими нравственными ценностями и ориентирами.

Только в сотрудничестве со взрослым преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка, помогая ему развиваться и научаться. Именно социальная ситуация определяет воспитание, отношение людей, с которым ребенок, постоянно взаимодействуя – помогает удовлетворить собственные потребности ребенка, а также закладывают основу ответственного отношения ребенка к труду, к познанию и к жизни, в общем.

Основа психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка – это созданный микроклимат в семье, именно он помогает сформировать у детей не только систему знаний, но и сферу познания. Объединённые усилия педагога, и родителей помогают формировать нужные качества у ребенка, а именно целеустремленность, стремление добиваться намеченных целей, настойчивость, чувство сознательности, ответственности к учебно-познавательной деятельности и эмоциональное отношение делу. Появление познавательной инициативы определяется эмоциональным отношением к делу, поэтому, для того чтобы вызвать такое отношение к учебе, необходимо показать отношение родителей в воспитании любви к делу, посредством сотрудничества с ребенком, и совместную с ним деятельность, проводить беседы о роли и значимости знаний в обыденной жизни и в жизни каждого человека. И, конечно, воспитывать сознательное и уважительное отношение к учебно-познавательной деятельности, к пониманию общественной важности нужности выполняемой деятельности.

Если говорить о проявлении качественных характеристиках структурной организации познавательной инициативы у младших школьников в процессе обучения, то познавательная инициатива проявляется в комплексе действий, обеспечивающем наличие следующих критерий проявления: произвольность поведения/самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера (эмоциональный интеллект); стремление к самореализации в различных видах деятельности (субъектная позиция младшего школьника); высокая степень сотрудничества с родителями (контекст детско-родительских отношений); высокий уровень познавательной активности. Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что познавательная инициатива напрямую зависит от типа детско-родительских отношений. Одно из первостепенных значений того или другого типа детско-родительски отношений определяется особой значимостью близких взрослых в жизни ребенку в силу его биологической и психологической зависимости от них. Без сомнения, именно семья – эта та необходимая среда для полноценного личностно развития младшего школьника и успешного его социального становления в будущем.

Развитие познавательной инициативы младших школьников представляет собою одну из первостепенных целей, поставленную федеральным законодательством. Формирование познавательной инициативы сопровождается активной деятельностью детей, организованной совместной самодеятельность с родителями, учителем, сверстниками. Следовательно, познавательная инициатива младших школьников выступает, и предпосылкой развития ребенка, и результатом его образования, а именно учения и воспитания, как в контексте общего начального образования, так и в системе детско-родительских отношений.

Следует отметить, что вопрос развития познавательной инициативы младшего школьника, его формирования субъектной позиции в учебно-познавательной деятельности при развитии познавательной инициативы в ситуации детско-родительских взаимоотношений, в семье в отечественной психологии изучен недостаточно. Что и определяет дальнейшую направленность эмпирического исследования, а именно изучения взаимовлияния типов детско-родительских отношений на развитие познавательной инициативы младших школьников, а также разработку и апробацию системы внеурочных мероприятий, способствующих психолого-педагогическому просвещению родителей для улучшения родительской компетентности и как следствие повышению уровня познавательной инициативы у младших школьников. Перспективный план внеурочных мероприятий может включать в себя: цикл интерактивных лекций, «мозговой штурм над проблемной ситуаций», психолого-педагогический тренинг, «работа с кейсами», цикл заданий на развитие эмоционального интеллекта, родительские собрания с применениями арт-терапевтической методики.

 

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991 – 299с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2007- 173 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.

4. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи //Вестник Томского государственного педагогического университета. —2011, № 2.

5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. — 3-изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 — 301 с.

6. Ермолин Е.А. Константин Дмитриевич Ушинский [Текст] / Е.А. Ермолин. – Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014. – 150 с.

7. Корнилова Т.В., Григоренко E.Л., Кузнецова О.Г. Познавательная активность и индивидуально стилевые особенности интеллектуальной деятельности. / Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991 № 1., с. 16.

8. Кравцов Г.Г. Онтогенез воли // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15. С. 29–41.

9. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. — Свердловск, 1983. — 72 с.

10. Мерлин В.С. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 2 Пермь: ПСИ, 2006.- 192 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN