Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование театральных средств во внеурочной деятельности в начальной школе

Дата публикации: 2022-10-11 19:59:37
Статью разместил(а):
Шамлова Ирина Александровна

Использование театральных средств во внеурочной деятельности в начальной школе

Use of theatre facilities in extracurricular activities in primary school

  

Авторы:

Михеева Лариса Евгеньевна

ГБОУ "СОШ №1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Mikheeva Larisa Evgenievna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: mixeewa.larisa2013@yandex.ru

Шамлова Ирина Александровна

ГБОУ "СОШ № 1", с. Приволжье, Самарская область, Россия

e-mail: irina24091994@mail.ru

Shamlova Irina Alexandrovna

Middle School1, v. Privolgie, Samara region, Russia

e-mail: irina24091994@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор раскрывает теоретические основы использования театральных средств во внеурочной деятельности в начальной школе, историко-педагогический аспект использования средств театрального искусства, основные средства выразительности театрального искусства, использование театрального искусства в соответствии с ФГОС НОО во внеурочной деятельности.

Abstract: In this article, the author reveals the theoretical foundations of the use of theatrical means in extracurricular activities in primary school, the historical and pedagogical aspect of the use of theatrical art, the main means of expression of theatrical art, the use of theatrical art in accordance with the Federal State Educational Standard in extracurricular activities.

Ключевые слова: использование театральных средств, внеурочная деятельность, начальная школа, историко-педагогический аспект, средства выразительности театрального искусства.

Keywords: use of theatrical means, extracurricular activities, primary school, historical and pedagogical aspect, means of expression of theatrical art.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Становление художественно-творческих возможностей личности была и остается одной из важных трудностей педагогики и психологии. Особенно данная проблема обостряется в трудные критические периоды жизни общества, когда более остро чувствуется потребность в творческих личностях, способных без помощи других, по-новому разрешать образовавшиеся проблемы. Развитие творческой личности не осуществимо без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особенное место в каком занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к реальности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации, что чрезвычайно актуально для нашего времени.

Не взирая на собственную актуальность, проблема разъясняется тем, что возможности театрального творчества применяются в школах не в полную меру, очень большие общеразвивающие возможности театрального искусства остаются, по большей части, все еще невостребованными, кроме того это случается на фоне стабильного падения интереса школьников к театру и театральной самодеятельности. Хотя на данный момент наблюдаются всё более твердые шаги общеобразовательной школы нацеленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность.

Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов работы учеников (не считая учебной деятельности и работы на уроке), в каких вполне вероятно и имеет смысл решение задач их воспитания и социализации. Направления внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО (п.19.3) спортивно – оздоровительное, общекультурное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности:

а) комплексные образовательные подразумевают последовательныйпереход от воспитательных итогов первого уровня к итогам третьего уровня в разных видах внеурочной деятельности;

б) тематические образовательные ориентированы на получение воспитательных итогов в конкретном проблемном поле и применяются при этом возможности разных видов внеурочной деятельности;

в) образовательные программы по точным видам внеурочной деятельности (игровая, познавательная, спортивно- оздоровительная и другие)

г) возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и другими;

д) образовательные программы, направленные на достижение результатов конкретного уровня;

е) личные образовательные программы для ребят с нестандартными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

Целью внеурочной деятельности считается помощь в обеспечивании  достижения прогнозируемых результатов обучающихся 1-4 классов согласно с основной образовательной программой начального общего образования.

Занятия внеурочной деятельности способствуют приобретению образовательных результатов, нацеленных на формирование первичных представлений о гражданственности и патриотизме, формирование высоконравственных чувств и этического сознания, формирование творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к самочувствию и здоровому образу жизни, ценностного отношения к природе, находящейся вокруг формирование представлений об эстетических эталонах и ценностях.

Внеурочная деятельность ориентирована на реализацию личных потребностей обучающихся методом предоставления широкого диапазона занятий, направленных на развитие ребят.

Система школьного внеклассного воспитания должна быть нацелена на многоплановое развитие учащихся. Такое становление учеников возможность исключительно в тому случае, когда весь набор воспитательных технологий и методологий работы с детьми создает условия для

В Стандарте второго поколения внеурочной деятельности младших школьников уделено особенное внимание, определенно особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базового учебного плана.

Внеурочная бездеятельность понимается сейчас в основном как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для неудовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, подходы и т.д.), их ролики в самоуправлении и социальной полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Данная работа не разрешает педагогам обнаружить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, посодействовать им их воплотить.

Внеурочная работа нацелена на создание условий для неформального общения учеников класса или же учебной параллели, имеет выраженную воспитательную или социально-педагогическую тенденцию (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с дальнейшим их обсуждением, общественно значимые дела, трудовые акции. Внеурочная работа – это превосходная возможность для организации межличностных отношений в классе, меж обучающимися или классным руководителем, преподавателем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В ходе разносторонней внеурочной деятельности можно обеспечить становление общекультурных интересов школьников, поспособствовать решению задачек нравственного воспитания

Цель и задачки воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и находят решение сегодня в контексте государственного воспитательного идеала. Он представляет из себя высшую цель образования, нравственное (образцовое) представление о человеке, над воспитанием, обучением и становлением которого ориентированы стараниями основных субъектов национальной жизни: страны, семьи, школы, политических партий, религиозных и публичных организаций

Таким образом, внеурочная деятельность школьников - это совокупностью всех видов работы учащихся (помимо учебной деятельности и работы на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задачек их воспитания или социализации.

Организация внеурочной деятельности детей, вы тому числе досуговой, в любой школе всегда была и остается слишком актуальной сферой деятельности преподавателей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более-менее независимой обстановке имеют существенное, а зачастую и главное значением для их развития и воспитания. Они существенны и для самого учителя, поскольку могут помочь сблизиться с детьми, гораздо лучше их узнать или установить хорошие отношения, раскрывают неожиданные или привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минутки единения, совместных переживаний, человеческой близости, что нередко делает учителя и учащихся приятелями на всю жизнь. Это дает преподавателю чувство необходимости его работы, ее общественной значимости, востребованности.

Компетентность преподавателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их применять для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно квалифицировать как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они тяжело поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – основные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг)

Отсюда пять типов форм работы с младшими школьниками: словесно – логические; образно – художественные; трудовые; игровые; психологические.

Подробнее хотелось бы остановиться на образно-художественных формах работы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию.

В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политические деятели и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности.

Театральное искусство - вид искусства, в базе которого лежит художественное отражение жизни, исполняемое посредством драматического действия, выполняемого артистом для зрителя.

Анализируя историю применения театрального искусства в учебно-воспитательном процессе школы можно отметить, что на всех этапах становления общеобразовательной школы педагогическая практика настойчиво и целеустремленно искала пути, формы и методы наиболее успешного применения средств театрального искусства в целях общего художественного развития, проявления творческого потенциала и самовыражения личности ребенка.

В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть себя самого. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, насыщенные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политические деятели и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Преподаватель обязан уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они будут лучше, а это возможно благодаря включению во внеурочную деятельность детских спектаклей, театральных премьер, концертов и конкурсов самодеятельного мастерства.

Важным методом активизации и обогащения восприятия ребят считается театрализация. Дети от природы артисты. В следствии этого широкой известностью у них пользуется театральное творчество. И это неслучайно, так как театральные постановки могут помочь ребёнку узреть различные модели поведения жителей нашей планеты в ситуации, сходной с той, в которой оказался ребёнок, отыскать в ситуации новые смыслы. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального становления ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.

Процесс подготовки у детей младшего школьного возраста начинается с выбора пьесы и проходит гораздо проще, чем в профессиональной деятельности, но от этого представление не становится менее уникальным. Дети придумывают на основе внимательного чтения отдельные моменты, домысливают. В процессе репетиций идёт работа над выразительностью речи, определяется уровень громкости, скорости чтения. Разучивая текст, ребята развивают память, что потом позитивно сказывается на успеваемости в школе.

Кроме того, ребята готовят макеты декораций, художники по костюмам - наброски костюмов для героев постановки. Ребята исследуют историю моды, вспоминают литературные произведения, связанные с ней, показывают личные дизайнерские способности.

Венец всей работы детского творческого коллектива - генеральные репетиции, которые идут уже как готовый спектакль.

Налицо творческая ценность, в процесс познания вносятся новые ощущения, дополняющие информацию чувствами, действием. Особое настроение позволяет сохранить надолго полученную информацию.

Результаты творческой работы интересны не только детям, которые участвовали в спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку ребят. С удовольствием и интересом дети занимаются в кукольном театре и выступают со спектаклями в детских садах. Частые зрители спектаклей пенсионеры детского дома, ветераны войны.

С помощью театрального творчества ребята совершают интересное странствие в любую эру, заглядывают в будущее, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях.

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 2001.

2. Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / Л.В. Байбородов, М.И Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

3. Барков В.С., Световое оформление спектакля, М., 1993.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн. - СПб., 2005.- 240 с.

5. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М., 1991.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960.

8. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

9. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN