Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Применение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе

Дата публикации: 2022-03-27 01:13:38
Статью разместил(а):
Мифтахова Ирина Владимировна

Применение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе

Application of phraseologisms in Russian language lessons in primary school

 

Автор: Мифтахова Ирина Владимировна

МОУ "СШ № 3", Волгоград, Россия

E-mail: ir-karos@mail.ru

Miftakhova Irina Vladimirovna

Secondary school No 3, Volgograd, Russia

E-mail: ir-karos@mail.ru

 

Аннотация: В статье анализируется применение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.

Abstract: The article analyzes the use of phraseologisms in Russian language lessons in primary school.

Ключевые слова: фразеологизмы, уроки русского языка, начальная школа.

Keywords: phraseologisms, Russian language lessons, primary school.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Овладение русским языком – одна из главных задач образования в школе.

В настоящее время на улицах городов и деревень, в общественном транспорте, в магазинах, на страницах газет, в программах телепередач мы часто встречаемся с бедной речью, скудным словарным запасом людей. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их собственной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом  искусства.

По мнению Л.С. Выгодского «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».

Развитие речи – это и развитие мышления. Материализируя свою мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем ее жестким, четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.

Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т.е. мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи). 

В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется еще и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения.

Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.

Актуальность их изучения в начальной школе состоит в том, что, к сожалению, ни одна из программ начальной школы не предусматривает специальных уроков для работы над фразеологией. Однако такая работа необходима, так как изучение фразеологии в школе – это одно из средств повышения культуры и развития речи учащихся. Большая роль в проведении такой работы отводится учителю. Успешное усвоение данного материала учащимися и его использование в активной речи зависит от того, как учитель

Предметом исследования данной работы является фразеологическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Целью моей работы является разработка эффективных методов и приемов работы с фразеологизмами на уроках русского языка.

Для реализации данной цели в работе решается ряд задач:

1) рассмотреть фразеологию как раздел лингвистики, ее основные понятия, виды и различные классификации;

2) проанализировать программы, учебники по русскому языку для начальных классов, опыт работы преподавателей и учителей с фразеологической лексикой на уроках русского языка в начальный школе;

3) наметить систему работы с фразеологической лексикой на уроках русского языка в начальной школе, составить примерный комплекс упражнений.

В процессе выполнения работы я использовала такие методы, как имитативный, коммуникативный и метод конструирования.

Материалом для работы послужили следующие программы по дисциплине «Русский язык» для начальной школы: «Классическая начальная школа», «Школа России», «Школа 2100» –  данные программы ориентированны на традиционный курс обучения; программы развивающего обучения под редакцией Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, а также программа коммуникативно ориентированного курса  Л.Я. Желтовской, А.Ю. Купаловой. Помимо программ, в работе были использованы материалы учебников по русскому языку для начальной школы авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной для 2-4 классов. «Моя любимая азбука» тех же авторов. В работе также была использована лингвистическая и методическая литература по данной проблеме, указанная в библиографии.

Фразеология – это наука, занимающаяся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающая причины их  возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: Phrasis – «выражение, оборот речи» и Logos - «учение».

Подобно тому, как лексикология изучает словарный состав языка, фразеология занимается изучением его фразеологического состава. Если единицей языка в лексике является слово, то во фразеологической системе такой языковой единицей является  фразеологизм, или фразеологическая единица.

Фразеологические единицы – это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы, обладающие единым целостным значением.

Значительную часть фразеологического состава современного русского литературного языка составляют устойчивые сочетания народно-разговорного характера. Многие из них функционируют в обиходно-бытовой сфере, они также широко отражены в произведениях художественной литературы. Таковы, например, остаться с носом – «остаться без того, на что рассчитывал, надеялся», ни пуха ни пера (кому) – «пожелание кому-либо удачи, успеха в чем-либо», играть на нервах – «намеренно нервировать кого-либо», стоять поперек горла (у кого) – «очень мешать кому-либо, надоедать, раздражать кого-либо», кусать себе локти (от чего) – «жалеть о непоправимом, упущенном». При этом компоненты фразеологизма, когда они употребляются в свободном значении, могут быть стилистически нейтральными, например: сочетание лежать на боку в значении «находиться в горизонтальном положении» стилистически нейтрально, а в значении «бездельничать» имеет разговорную окраску и оттенок неодобрения; сочетание закидывать удочку в свободном значении нейтрально, в значении фразеологизма «попытаться разузнать о чем-то» имеет разговорную окраску.

В настоящее время существует множество программ обучения учащихся начальный школы. Это как традиционные: «Классическая начальная школа», «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Школа XXI века», так и развивающие программы: программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и система Л.В. Занкова.

Рассмотрим некоторые из этих программ в аспекте фразеологической работы.

Анализ показал, что ни одна из этих программ не выделяет фразеологическую работу в самостоятельный вид деятельности, поскольку изучение фразеологии на теоретическом и практическом уровне начинается лишь в средней школе. Тем не менее, так как все программы содержат указания к лексической работе на уроках русского языка, а также разделы по развитию речи учащихся, то учащиеся начальной школы на пропедевтическом уровне могут знакомиться с такими единицами языка, как устойчивые выражения. Данная работа может осуществляться как на уроках русского языка, так и на уроках чтения, и программный материал свидетельствует об этом.

По программе «Школа России»  авторов  Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой изучение устойчивых выражений идет на протяжении всего периода обучения, хотя сам термин «фразеологизм» не вводится. В 1  и во 2 классах программой предусмотрено знакомство учащихся с фразеологизмами через пословицы и поговорки, наблюдение над многозначностью слов. В 3-4 классах планируется более углубленная работа с фразеологизмами в пословицах и поговорках, со словами в прямом и переносном значении, с синонимами, антонимами, устаревшими словами.

По программе коммуникативно ориентированного курса Л.Я. Желтовской, А.Ю. Купаловой предусматривается изучение устойчивых  выражений уже с 1 класса, их смысла, сферы употребления. Здесь планируется знакомство с пословицами и поговорками как разновидностью фразеологизмов: с емкостью их содержания, точностью, краткостью и образностью выражений, ролью их в речи. Данная работа с фразеологизмами отражена в разделе «средства выразительности речи». В 3-4 классах по указанной программе работа с фразеологизмами продолжается. В таких разделах «Средства выразительности речи» и «Язык как средство общения» предлагается познакомить учащихся с ролью пословиц и поговорок в речи и возможностью их использования в ней. К сожалению, этот коммуникативно ориентированный курс не имеет практического применения ни в одной из действующих ныне программ.

По программе «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой знакомство с термином «фразеологизм» не предлагается, но уже со 2 класса планируется  наблюдение над фразеологизмами в пословицах. В 3 и 4 классах данные наблюдения предлагается продолжить.

На мой взгляд, самой оптимальной программой по работе с фразеологической лексикой является коммуникативно ориентированный курс Л.Я. Желтовской, А.Ю. Купаловой. Но, к сожалению, этот курс не имеет своего отражения ни в одной из современных программ, поэтому за основу мы возьмем программу «Школа 2100» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и соответствующий комплект учебников.

Так, в задании к упражнению № 84 предложена следующая работа: детям необходимо прочитать выражения и определить, что они означают.

У меня на сердце камень.

Сердце кровью обливается.

Уйти с тяжелым сердцем.

Этот человек мне по сердцу.

Скажу тебе, положа руку на сердце.

Подарил от чистого сердца. 

А в задании к упражнению № 5 предлагается образовать сложные слова из устойчивых выражений.

- добрая душа,

- великая душа,

- мягкое сердце,

- острый ум,

- ясные глаза,

- темные волосы.

Для работы с этой группой упражнений здесь предлагаются как фразеологические сочетания (добрая душа, мягкое сердце, пальчики оближешь, золотое сердце, наше дело правое, белены объелась, родная дочь, родной источник), так и фразеологические выражения (пословицы и поговорки: кратко да ясно, от того и прекрасно, разжевал и в рот положил, волков бояться в лес не ходить, шила в мешке не утаишь, друга иметь – себя не жалеть, на каждый роток не накинешь платок).

Ко второй группе относятся упражнения, в заданиях которых не содержится указаний по работе с фразеологизмами. Это такие упражнения, как, например упражнение № 84, в тексте которого  присутствует фразеологическое выражение тайное всегда становится ясным, однако в задании к упражнению работа с этим устойчивым выражением не обозначена.

Современные системы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Немало внимания уделяется развитию речи школьников, овладению ими лексическим богатством родного языка. Одним из наиболее ценных составляющих лексического богатства является фразеология.

К  сожалению, программа начальной школы не предусматривает специальных уроков по работе фразеологией. Однако изучение фразеологии в школе – это одно из средств повышения культуры и развития речи учащихся, поэтому ученые, методисты и учителя разрабатывают различные системы заданий с фразеологической лексикой. Я проанализировала данный опыт и выбрала из него самое ценное, важное, интересное.

Так, В.Ю. Колычева советует проводить работу над фразеологией совместно со словарной работой на уроках русского языка.

Работая над фразеологизмами, необходимо указывать учащимся на те части речи, которые наиболее часто образуют фразеологические сочетания. Это могут быть глаголы, например:

вертеть (вертеть хвостом);

взять (взять быка за рога и др.);

войти (войти в доверие и др.);

держать (держать язык за зубами и др).

Могут быть имена существительные, например:

рука (валиться из рук, из рук в руки и др.);

путь (сбиваться с пути, наставлять на путь и др.);

мир (мир песен, не от мира сего и др.);

глазу (не сводить глаз и др.);

голова (светлая голова, держать в голове и др.).

А также  прилагательные, например: красная строка, зеленая улица, медвежья услуга, филькина грамота, медный грош, гусь лапчатый и др.

Г.Ю. Колычева пишет, что, записывая в словари фразеологизмы с именами прилагательными, учитель должен объяснять учащимся, что бывают фразеологизмы-термины, которые часто встречаются в обычной  литературе и разговорной речи.

Национальное своеобразие языка во многом определяется накопленным им за многие века своего развития фразеологическим богатством.

Фразеология – это наука, занимающаяся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающая причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

 

Литература:

1. Авдеев И.О. Фразеосематическая группа «утверждение – отрицание». Структурно – семантический аспект. О.И. Авдеев: науч. ред. Ю.А. Гвоздарев. Майкоп, 2003г.

2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе сов. рус. яз. Волгоград.: «Перемена», 1993г. 

3. Бабкин А.М. Проблемы фразеологии. Исследование и материалы. (Сбор. статей) Под ред. А.М. Бабкина, М.-Л. «Наука», 1964г.

4. Бабкин А.М. Русская фразеология, её развитие и история. Л. «Наука», 1964г. 

5. Шанский Н.М. Современный рус. литературный язык: учеб. пособие для студ-в пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и мет. в нач. школе» /Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, А.В. Филиппов, С.И. Небыкова, Д.И. Изаненко; под ред. Н.М. Шанского. – 2-е изд. перераб. – Л.: Просвещение. Ленингр, отд-е., 1988г.

6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный рус. литературный язык: учеб. пособие для студ-в пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и мет. в нач. школе»/ Шанский Н.М., Иванов В.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М. Просвещение, 1987г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN