Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Расширение кругозора младших школьников через проект "Читаем со смыслом"

Дата публикации: 2021-09-29 19:30:43
Статью разместил(а):
Сухопрудская Лариса Ивановна

Расширение кругозора младших школьников через проект "Читаем со смыслом"

Broadening the horizons of younger schoolchildren through the project "Reading with Meaning" 

 

Автор: Сухопрудская Лариса Ивановна 

ГБОУ "СОШ № 2", с. Приволжье, Самарская область, Россия.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru 

Sukhoprudskaya Larisa Ivanovna

School № 2, Privolzh'ye, Samara Region, Russia.

e-mail: l_suhoprudskaya@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен опыт автора по комплексному решению серьезной проблемы - наличие невысокого уровня литературного и культурного кругозора младших школьников, отсутствие навыков серьезного чтения и шире – последовательного добросовестного обучения, усвоения нового материала, самоподготовки.

Abstract: The article presents the author's experience in a comprehensive solution of a serious problem - a low level of literary and cultural horizons of younger schoolchildren, the lack of serious reading skills and, more broadly, consistent conscientious training, assimilation of new material, self-training.

Ключевые слова: смысловое чтение, кругозор школьника.

Keywords: semantic reading, horizons of the student.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

В Концепции говорится, что среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.

Чтение играет ключевую роль, как важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации и имеет первостепенное значение.

Наши выпускники – выпускники сельских школ, выбирая ВУЗ, ежегодно отдают предпочтения в большинстве случаев гуманитарному направлению, при этом сталкиваются с рядом проблем:

а) невысокий уровень литературного и культурного кругозора вчерашнего школьника, отсутствие у него навыков серьезного чтения и шире – последовательного добросовестного обучения, усвоения нового материала, самоподготовки.

б) у большинства сегодняшних студентов слабо развита восприимчивость к устной и письменной информации, долговременная память, способность к сопоставлению фактов, критическому мышлению.

в) вчерашние школьники испытывают огромные трудности выражать свои мысли.

г) у учащихся сельской местности недостаточно условий для развития творческого потенциала, творческой самореализации и все это в целом создает дефицит общения и развития детей в целом.

д) отсутствием элементарных представлений и практических навыков в выбранной специальности и как следствие длительной адаптацией к обучению в ВУЗе.

Все вышеперечисленные проблемы необходимо решать на уровне школы, в рамках профориентационной работы, используя возможности формирования активных читателей, формирование интереса к чтению, развития читательской грамотности, через работу с текстом, изобразительные средства языка, изобразительное искусство, реализацию творческих способностей каждого ребенка в целом. 

Художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино, и другие разновидности деятельности, объединяемые в качестве художественно- образных форм освоения мира.

Проект «Читаем со смыслом» направлен на комплексное решение данных проблем путем организации системы мероприятий, обеспеченных программой внеурочной деятельности «Читаем со смыслом» (1-4 класс) и объединенных тремя направлениями:

1. Профориентационная работа среди обучающихся.

2. Развитие творческой личности младшего школьника

3. Учебно-исследовательская работа обучающихся.

Цель: Совершенствование условий воспитания школьников как активных читателей, формирование интереса к чтению и раскрытие перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями.

Задачи проекта:

· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;

· формировать умение выражать свои эмоции, чувства, мысли на бумаги, не страшась того, что у него что-то может не получиться

· развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.

· научить учащихся выступать перед аудиторией.

· формировать навыки работы с различными видами информации; научиться определять композицию, структуру и содержания клипа.

Реализация проекта призвана обеспечить следующие качественные и количественные результаты:

· становление у обучающихся целостного представления о современном мире и роли чтения в жизни человека;

· обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся, развитие творческого подхода к изучаемому предмету

· приобретение обучающимися навыков, составляющих основу ключевых компетенций и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда, навыки сотрудничества, творческого подхода к решению проблем).

· совершенствованию читательского опыта школьников, через изобразительное творчество приобщать обучающихся к художественному и театральному искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

· развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

· будут созданы максимально благоприятные условия для раскрытия личностного и творческого потенциала младших школьников, повышения уровня их саморазвития и самообразования;

· за время реализации проекта увеличилось число обучающихся, задействованных в объединении «Читаем со смыслом» в 4 раза (с 28 человек до 108 человек);

· повысилась результативность участия в олимпиадах и конкурсах с 16 до 32,5%.

В основе долгосрочного воспитательного проекта заложена идея взаимодействия учителя-обучающегося-родителя в рамках многофункциональной деятельности созданного проекта «Читаем со смыслом». Одним из главных видов деятельности в проекте является творческая деятельность детей как индивидуальная, так и коллективная.

Главная задача – дать возможность обучающимся развиваться в самостоятельной творческой деятельности, с учётом их индивидуальных способностей и склонностей, начиная уже с первого класса. Помимо этого, изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.

Основной идеей проекта является эффективное сочетание профориентационной, научно-исследовательской деятельности и художественно- эстетическое творчество, в рамках объединения «Читаем со смыслом». В основе проекта лежит технология коллективно-творческого дела. Группа «STR» (студия творческого развития):

Структура творческой группы «STR» (студия творческого развития):

· Книжная полка - студия-зона, в которой изучается выбранное произведение, автобиографии авторов и особенности их творчества, чтение произведения вслух «Читаем вместе, читаем вслух».

· Художественное творчество - студия, где обучающиеся узнают основы рисунка, изобразительные средства главных героев произведения, и композиционного построения произведения. Создают, плакаты к спектаклям, пригласительные билеты, буклеты.

· Проба пера – это студия, где ребята работают с  поэтическими жанрами, изобразительно-выразительными средства поэтического языка, системой стихосложения, учатся слушать «музыку слов», пробуют свои силы в стихосложении.

· Классный театр – это студия, в которой ребята разрабатывают сценарий парада героев произведения, буктрейлера и сценарием для проведения кинопремии «БукТэфи». Распределяют роли, производят выбор костюмов, составляют   декорации, учатся актерскому мастерству.

· Видеостудия - это студия, занимающаяся технической стороной создания буктрейлера. Работа в программе Windows Movie Maker, Sony VegasPro, Pinnасle Studio.

Наша студия творческого развития позволила ребятам проводить больше времени за любимым занятием, и определиться какой именно вид творческой деятельности их интересует. Творческая студия используется для организации рабочего пространства для совместной работы учащихся и педагогов, проведения семинаров по обмену опытом.

Наше студия творческого развития, подчиняясь правилам коллектива, имеет внутренний орган самоуправления – большое и малое классное собрание, главным органом самоуправления является малое классное собрание, на котором решаются все важные дела класса. Помимо этого, малое классное собрание дает возможность:

· приобрести опыт управленческой деятельности;

· раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

· ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем коллектива.

 

Список литературы:

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения // начальная школа. – 1994. – № 6.

4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы // Начальная школа. – 2001. – №7.

5. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению // Начальная школа. – 2005. – №7.

6. Князева Л. «Чтение книг в современном мире».  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN