Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Дата публикации: 2021-02-14 20:11:50
Статью разместил(а):
Борисова Марина Александровна

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Teaching preschoolers storytelling by painting

 

Автор: Борисова Марина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 3 "Сказка", г. Княгинино, Нижегородская область, Россия.

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

Borisova Marina Aleksandrovna

Kindergarten № 3 "Skazka", Knyaginino, Nizhny Novgorod region, Russia.

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

 

Аннотация: Статья раскрывает методику обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с младшей группы до подготовительной.

Annotation: The article reveals the methodology of teaching storytelling in the picture of preschool children from the younger group to the preparatory one.

Ключевые слова: обучение рассказыванию, рассказывание по картине, дошкольники.

Keywords: storytelling training, painting storytelling, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М.М. Конина, Е.П. Короткова, О.И. Радина, Е.И. Тихеева, С.Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды) и т.д.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Любменской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что. Уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Рассматривание картин, как считает В.И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка. Дети не умеют рассматривать картины. Не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность.

Можно выделить два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

- фантастическое преобразование содержания;

- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

М.М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

- самостоятельного анализа ситуации или объекта;

- развития децентрации (умения менять точку отсчета);

- развития замыслов - идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т.п. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

- выделение значимых объектов картины;

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

- объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов - «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

С детьми младшего дошкольного возраста идет лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Требования к картине: 

- Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

- Реалистичное изображение.

- Картина должна быть высокохудожественной.

- Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

- Составление описательного рассказа по предметной картине.

- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

- Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной o картине.   

- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии o картине.

- Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

- Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

- точная передача сюжета; самостоятельность; образность;

- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);

- наличие связей предложений и частей рассказа;

- выразительность, умение интонировать;   

- акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;  

- фонетическая четкость каждой фразы.

Занятия в младшей группе.

Задачи:

1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера (Е.П.Тихеева), когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия:

Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия – беседа. К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:

- Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

- Игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).

Возможно чтение воспитателем какого-либо авторского рассказа. Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома нарисовать. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

Характерные особенности занятий.

- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

- Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов.

- Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы:

- Игра «Расскажи кукле».

- Выбор объекта описания.

- Показ игрушки, идентичной персонажу картины.

- Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

- Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».)

Занятия в средней группе.

Задачи:

1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.

2. Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:

- Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

- Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:

- Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

- Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).

Требования к рассказу-образцу: должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и.т.п)

Структура занятия:

- Рассматривание картины.

- Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали.

- Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

- Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:

- Рассматривается и описывается каждая картина из серии.

- Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

- Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Занятия в старшей группе.

Цели:

1. Учить детей правильно понимать содержание картины.

2. Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.

3. Учить составлять связный рассказ.

4. Активизировать и расширять словарный запас.

5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Характерные особенности занятий:

- Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.

- Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

- Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я дала задание рассказать про этих ребят, а ты о другом рассказываешь».

- Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное).

- Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

- Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.

- Начинает один ребенок, продолжает другой.

Составление описательных рассказов:

- Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?»).

- Характеристика самого существенного и деталей.

- Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

- Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.

- Составление коллективного рассказа по картине:

1. Дети придумывают, что с героями было раньше.

2. Излагают события, изображенные на картине.

3. Придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.

- Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?

- Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.

- Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

Творческое рассказывание по картине. В порядке возрастания сложности:

Составление рассказа с добавление последующих событий.

Составление рассказа с заменой объекта.

Составление рассказа с заменой действующего лица.

Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

Составление рассказа с добавлением объекта.

Составление рассказа с добавлением действующего лица.

Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

Составление рассказа с изменением результата действия.

Составление со сменой времени действия.

 

Составление рассказа по картине.

Приемы:

Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.

При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Планирование творческого рассказа:

- Трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

- Обсуждение замысла.

- Выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

- Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов)

- Построение плана изложения (можно в графическом варианте)

- Установление объекта для прямой речи.

- Придумывание заголовка к рассказу.

Приемы:

- Объяснение задачи изменения сюжета картины.

- Ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

- Осознанное и последовательное название всех действий в предлагаемом рассказе.

- Составление ребенком графического плана.

- Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ (однажды, как-то раз, в один летний день…)

- Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.

- На первом этапе – образец рассказа.

- Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа:

- В соответствии с целью занятия.

- Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.

- Одобрение высказываний.

- Ошибочные слова не повторять или обсуждать.

Рассматривание пейзажных картин.

Предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы. При рассматривании целесообразны вопросы:

- Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

- Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

- Почему художник так назвал свою картину?

- Что художнику кажется интересным, красивым.

- «Про что ?..» , «О чем?....».

- Использование музыки и поэзии.

- Активизация опыта детей.

- Рассказ-образец воспитателя или литературный образец.

- В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

- Сравнение разных по настроению картин.

Занятия в подготовительной к школе группе.

Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В     качестве образца часто используется художественное произведение.

Рассматривание картин осуществляется по частям. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

Активизация словаря, обогащение образными выражениями.

Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают.

После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.                  

Рассматривание натюрмортов:

- Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.

- Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.

- В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

 

Список литературы:

1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982.

2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN