Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сюжетно-ролевая игра как средство обучения дошкольников татарскому языку

Дата публикации: 2020-12-15 20:12:30
Статью разместил(а):
Хасанова Елена Михайловна

Сюжетно-ролевая игра как средство обучения дошкольников татарскому языку

Story-role-playing game as a means of learning preschool children in the tatar language

 

Автор: Хасанова Елена Михайловна

МБДОУ «Детский сад № 28 г. Лениногорска», г. Лениногорск, Россия.

e-mail: wolf43366@mail.ru 

Khasanova Elena Mikhailovna  

Kindergarten no. 28, Leninogorsk, Russia.

e-mail: wolf43366@mail.ru 

 

Аннотация: Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. 

Abstract: Story-role-playing game is the main type of game of a preschool child, it is based on the interaction of the child with adults. It is characterized by the main features of the game: emotional saturation and enthusiasm of children, independence, activity, creativity. Plot-role-playing game, like any creative activity, gives every child joy and pleasure by its very process. It is a type of activity of the child, embodying a creative attitude to the surrounding reality through the discrepancy between the game and real action, which gives rise to a new, imaginary meaning. The conditions of an imaginary situation attract the child, liberate his thinking, open up the scope of free creative activity.

Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, творческая деятельность.

Keyword: Plot-role-playing game, creative activity.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

По своему характеру сюжетно-ролевая игра - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.

На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры. От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.  

Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли. 

Игра - особый вид деятельности. Генетическая программа человека обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения. Игра – самый демократичный вид деятельности. Здесь равенство обеспечивается ролевым распределением. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого иногда  не достает в социальном мире. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом мире: никто не помнит о его неудачах, плохом поведении или же о блестящих успехах. То есть игра – общение равных.

В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на  создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении татарским языком русскоязычным населением Республики Татарстан.

В условиях введения ФГОС ДО основным принципом современной методики преподавания татарского языка в ДОУ является коммуникативная направленность обучения, важнейшими элементами которого являются интерактивные развивающие задания. Эти задания вовлекают детей в тематические игры, что способствует развитию речи, увеличению словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности. Увеличение умственной нагрузки на ООД татарского языка заставляет задуматься над психо - физиологическими особенностями и как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всей ООД. Немаловажную роль здесь отводится сюжетно-ролевым играм. На занятиях обучения татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» для развития полноценного игрового общения мы используем игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу).

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. 

Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. В средней группе такие дидактические игры как «Да-Нет, Әйе-Юк», «Кого нет? -Кем юк?», «Дай, пожалуйста - Бир әле», в старшей группе – «Это что? Какой? - Бу нәрсә? Нинди?» и т.д. В подготовительной группе игры «Что делает? -Нишли?», «Что делаешь?-Син нишлисең?», «Интервью», «Дай команду!-Команда бир!» и др. способствуют закреплению пройденного материала.

Сюжетно-ролевые игры связаны с наблюдениями повседневной жизни, инсценированием условий воображаемой ситуации. Дети здесь играют определенные роли. Сюжетно-ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

 Дети очень любят играть в сюжетные игры. Популярностью пользуются такие ролевые игры как: «В магазине-Кибеттә», «У нас гости-Кунак килде», «Мы собрались в Казань-Казанга барабыз», «В кафе-Кафеда», «На спортивном празднике-Спорт бәйрәмендә” и др. Сюжетно-ролевая игра способствует не только прочному усвоению учебного материала и практическому применению умений и навыков, но и воспитанию правил поведения в общественных местах и этикету.

Многим детям нравится такая игра, как «Переводчик» - «Тәрҗемәче». Данная игра способствует не только укреплению знаний, но и воспитанию взаимовыручки. Ребенок должен построить свои предложения на русском языке, учитывая знание татарского языка   своего переводчика, а также эта игра требует от играющих владения определенным словарным запасом.

На ООД мы часто играем в игру «Живые предметы». Мы предлагаем детям представить, что бы рассказал нам неодушевлённый предмет, если бы вдруг заговорил. Для этого  дети надевают маски и рассказывают от его имени.

Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний мы определяем особенностями учебного материала, возрастом  детей и другими педагогическими факторами. Широко используя, особенно в младшем и среднем звене, учебно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, мы ставим перед собой следующие  психолого-педагогические задачи: 

1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

2. Раскрытие творческих возможностей детей.

3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.

4. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые дети, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6. Формирование практических навыков.

7. Формирование произвольного поведения

При планировании на ООД игровых элементов, мы строго придерживаемся следующих правил:

1. Игра не должна быть сложной для понимания  правил игры.

2. Игра не должна морально устаревать.

3. Игра должна быть массовой, охватывающей всех  детей.

Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению  перегрузки детей, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Как правило, они требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать ответ. Чем искуснее составляется дидактическая игра сюжетно-ролевая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Обучению русскоязычных детей татарскому языку отводится три занятия за неделю. Но этого недостаточно для полного овладения программным материалом. Поэтому создание языковой среды в группах  должна проявляться в режимных моментах. Для этого необходимо организовать игровые формы обучения, такие так: «Глухой телефон», «Интервью», «Исправь меня», «Отгадай, что я задумала», «Угости куклу», «Поговори по телефону», «Магазин» и др.

Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, рабочие тетради,  анимационные сюжеты увлекают ребёнка и в непринуждённой обстановке погружают его в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

 Основной целью обучения татарскому языку в детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с татарским языком, как средством общения и с культурой татарского народа. В ходе усвоения татарского языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению этого языка в школе. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по- татарски в пределах доступной им тематике, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

По окончании образовательной деятельности дети должны:

- понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению образовательной деятельности, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста;

- уметь отвечать на вопросы, формировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 6-7 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составлять простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. 

 

Список литературы:

1. Р.К. Шаехова. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012. – 208с.

2. З.М. Зарипова. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду. Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 112с.

3. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/, М.; Мозаика-Синтез, 2012 - 142стр.

4. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /-М.; Айрис-пресс,2011-стр.42.

5. Н.Я. Михайленко. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – «Гном и Д», 2001-стр.72-74.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN