Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Психологическая безопасность образовательной среды как условие полноценного развития ребенка

Дата публикации: 2020-11-28 14:31:32
Статью разместил(а):
Шкелтиньш Оксана Романовна

Психологическая безопасность образовательной среды как условие полноценного развития ребенка

Psychological safety of the educational environment as a condition for the full development of the child

 

Автор: Шкелтиньш Оксана Романовна

МДОУ "Детский сад № 5", г. Приозерск, Россия.

e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru  

Shkeltinsh Oksana Romanovna

Kindergarten 5, Priozersk, Russia.

e-mail: oksana.shkeltinsh.73@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает проект «Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды», который был реализован в дошкольном образовательном учреждении.

Abstract: In this article, the author describes the project "Psychological safety and comfort of the educational environment", which was implemented in a preschool educational institution.

Ключевые слова: психологическая безопасность, комфортность образовательной среды.

Key words: psychological safety, comfort of the educational environment.

Тематическая рублика: дошкольное образование.

 

Сегодня, в условиях модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования. Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье, в свою очередь – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. В дошкольном детстве именно психологическая безопасность определяет качество образования в целом, так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

Безопасность, в том числе психологическая является одной из приоритетных задач администрации и педагогического коллектива нашего МДОУ. С целью создания условий для сохранения психологической безопасности и комфортности образовательной среды в ДОУ был организован проект «Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды».

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают организацию экспертизы психологической безопасности, создание информационно – методической и организационно – методической продукции по теме проекта. Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательно - образовательного процесса по созданию психологически безопасной и комфортной среды ДОУ. Новизна проекта - в разработке и апробации комплекса мер для выявления специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. В разработке и апробации комплексной модели психологической безопасности МДОУ детский сад № 5.

Задачи проекта:

1. Актуализация компетенций в вопросах психологической безопасности всех участников образовательных отношений. 

2. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, сплочение педагогического коллектива. 

3. Повышение коммуникативной культуры между всеми участниками образовательных отношений. 

На первом этапе нашего проекта была проведена психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды - это исследование, проводимое в образовательном учреждение, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовательной среды, препятствующих развитию личности ребёнка.  Образовательная среда, в свою очередь, — это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, характер взаимодействия между педагогами и другими детьми. 

На этапе реализации проекта велась работа с эмоциональным развитием и благополучием воспитанников. В ДОУ созданы условия, учитывающие интересы ребенка и признающие его права.  В атмосфере ласки и внимания дети испытывают эмоциональное благополучие, получают чувство уверенности и защищённости.  Работая с базовыми эмоциями ребенка, мы учим воспитанников экологично выражать чувства, сопереживать, быть эмоционально открытыми. В результате дети становятся более чутким, проще общаются со сверстниками, лучше понимают чувства окружающих. Поэтому можно говорить о развитии эмоционального интеллекта ребенка. 

Также наш проект включал в себя работу с педагогическим коллективом. Деятельность педагога требует большой эмоциональной отдачи, поэтому центральное место в этой работе занимала профилактика эмоционального выгорания, сплочение педагогического коллектива. Работа проекта была направлена на расширение компетенций педагогов в вопросах эффективного взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый».
Наш педагогический коллектив идет в ногу с современным образованием и внедряет новые технологии  инновационной программы «От рождения до школы»: «Утренний круг», «Образовательное  событие», «Развивающий диалог».  Педагоги готовы меняться, развиваться, что возможно при условии работы в комфортных и благополучных условиях. 

Кроме того, работа проекта была направлена на профилактику деструктивного общения, на повышение психолого – педагогической компетентности родителей и законных представителей в вопросах развития и воспитания. Наряду с групповыми формами работы, особое внимание мы уделяли индивидуальному консультированию и дистанционным формам взаимодействия с родителями. Так в социальной сети ВКонтакте создано сообщество педагогов и родителей, где представлена жизнь детского сада, предлагаются консультации, лектории, которые можно посмотреть в удобное время. 

Среди ожидаемых результатов проекта мы выделяли: 

1. Сформированность компетенций в вопросах психологической безопасности у участников образовательных отношений.

2. Снижение уровня эмоционального выгорания у педагогов и повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

3. Сформированность положительного отношения к ДОУ и навыков коммуникативной культуры у большинства участников образовательных отношений.

Фактические результаты проекта совпали с ожидаемыми: большинство участников образовательных отношений имеют положительное отношение к образовательной среде ДОУ – это более 95%. За время проведения проекта в ДОУ не было не одного случая конфликтной ситуации, что может свидетельствовать о том, что участники образовательных отношений искали бесконфликтное решение возникающей трудности. Родители и законные представители ДОУ отмечают, что дети идут в детский сад с удовольствием.

 

Список литературы:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания). – СПб., 2002.

2. Безопасность образовательной учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. С.О. Филипповой, А.Е. Митина, Т.И. Рогачевой. - СПб. 2014.

3. Исаева Л.Б. Образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований // Вестник Казанского технологического университета. – 2012.

4. Маслач К.Профессиональное выгорание: как люди справляются, 1978.

5. Мириманова М.С.«Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения» М.: Экон-информ, 2012.

6. Материалы КПК «Психологическая безопасность в управлении образовательной организацией в условиях реализации ФГОС и освоения профстандарта педагога» ЛОИРО 2019г. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN