Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников

Дата публикации: 2020-10-02 16:19:19
Статью разместил(а):
Горбачева Ирина Сергеевна

Дидактическая игра как средство развития связной речи старших дошкольников

Didactic play as a means of developing the coherent speech of older preschoolers 

 

Авторы:  

Горбачева Ирина Сергеевна 

МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия.

E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru

Gorbacheva Irina Sergeevna

Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia

E-mail: gorbacheva20082015@mail.ru

Прокудина Галина Леонидовна  

МБДОУ № 27, г. Белово, Кемеровская область, Россия

E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru

Prokudina Galina Leonidovna

Kindergarten № 27, Belovo, Kemerovo region, Russia

E-mail: galina.prokudina.70@mail.ru

 

Аннотация: Описание работы ориентировано на то, что в настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как развитие культуры речи становится всё более актуальной в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Abstract: the description of the work is focused on the fact that currently the theory and practice of preschool pedagogy raises the question of creating psychological and pedagogical conditions for the development of coherent speech of preschool children. This interest is not accidental, as the development of speech culture is becoming more and more relevant in our society. The declining level of culture, the widespread use of low-grade literature, poor, illiterate "speaking" from TV screens, aggressively primitive speech, inculcated by television advertising, Western films and cartoons – all this contributes to the approach of a language catastrophe, which is no less dangerous than the environmental one.

Ключевые слова: развитие связной речи, дошкольное образование.

Keywords: development of coherent speech, preschool education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В нынешних обстановках функционирования и формирования системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед детским садом, существенную роль играет развитие связной речи. Гарантии успешного обучения в школе напрямую зависят от организации речевой деятельности детей. Не для кого не секрет, что в наше стремительное время родители дома мало времени уделяют своему ребенку. Зачастую детям разрешается по долгу сидеть у компьютера, им не читают сказки и познавательную литературу, с ними не беседуют по прочитанному или просмотренному. Поэтому основная доля формирования речевой активности приходится на воспитателей детского сада [2, с. 36].

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Поэтому на современном этапе работы с детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется разделу развития речи. Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Это отмечают такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. Уровень развития связной речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи [1; с. 34].

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как развитие культуры речи становится всё более актуальной в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая. Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь ребенка [4; с. 78].

По данным психолого-педагогических исследований, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине [6, с. 67].

Особое место по развитию связной речи отводиться в трудах педагогов дидактическим играм. Дидактические игры формируют речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, развивается правильное звукопроизношение, пополняется и активизируется словарный запас, развивается связная речь, способствующая правильному выражению своих мыслей. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Тем самым развивается монологическая речь ребенка.

Наряду с речевым развитием в дидактических играх осуществляется познавательное развитие, так как игра содействует расширению представлений об окружающем мире, улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Собственно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения. Подчас ребенок, играя, незаметно для себя постигает те знания и умения, какие мы полагаем необходимым ему предоставить. Дидактические игры приносят детям радость, удовольствие, интерес познания. Всякая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. А значит, способствует развитию связной речи и интеллектуальных способностей детей [5, с. 51].

Педагоги образовательной организации № 57 «Никитка» уделяют внимание развитию связной речи посредством дидактических игр, так как на современном этапе развития дошкольного образования в программах дошкольного образования не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами дидактических игр, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития связной речи, посредством дидактических игр, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Все это позволяет нам работу по развитию связной речи посредством дидактической игры как важное успешной педагогической нашей ДОО на современном модернизации образования. В связи с , вопрос поиска и современных методов и форм развития связной речи на день одним из самых .

В приняли участие 20 в возрасте 5-6 лет, посещающие МБДОУ № 57 «Никитка».

На первом была апробирована методика Василия Павловича Глухова «Исследовании связной речи» с помощью серии заданий. При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

После изучению состояния связной речи, сделаны выводы, что 10% детей из экспериментальной группы имеют высокий уровень развитья речи, 50% детей имеют средний уровень развития связной речи, 40% детей имеют ниже среднего уровень развития связной речи.

Дети испытывали затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа-описания; составлением рассказа по заданному началу. Нарушение операций прослеживалось в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания.

Проведенные исследования характеризующих состояние связной речи у детей, необходимо учитывать при планировании и проведении целенаправленной и систематической педагогической работы.

В рамках системы педагогической работы на базе нашей ДОО был составлен комплекс дидактических игр «Умные игры» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры включали в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «Игр на дом».

Цель комплекса - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи комплекса дидактических игр:

1. Развивать связную речь.

2. Создать условия для активного развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

3. Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.

4. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

5. Научить детей играть самостоятельно в дидактические игры и проявлять инициативу в игре.

При подборе игр учитывались особенности интеллектуального развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использовались сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты, поощрения, вносили элементы соревнования и др. Игры для занятий подбирались с учетом познавательного и речевого материала, который дети изучали. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетали с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Проведение дидактических игр включало:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, где уточняются знания и представления детей о них).
  2. Объяснение хода и правил игры. При этом обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).
  3. Показ игровых действий, в процессе которого учили детей верно выполнять действие, обосновывая, что в противном случае игра не приведет к необходимому результату (например, кто-то из детей подсматривает, когда надо закрыть глаза).
  4. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или судьи.
  5. Подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её результативности, о том будет ли она с интересом применяться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Дидактические игры по развитию связной речи также использовали на прогулке, строили с опорой на словах и действиях играющих. В старшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве. Как правило, давали задание дошкольникам описывать предметы, отгадывать их по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по свойствам, находить алогизмы в суждениях, придумывать собственные рассказы.

При организации словесных игр на занятиях чаще всего использовала игры-путешествия. В них можно отразить реальные факты и события из необычного: простое — через загадочное, сложное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Предлагая ребятам сюжет путешествия (в сказочное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения) старались усилить впечатление, придать познавательное содержание, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Использовали и игры-предположения. Их игровое задание выражали в названиях: «Что было бы.?», «Что бы я сделал, если бы...?» и др. Этим побуждали детей к осмыслению следующего шага, что требовало умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

Для развития способности у детей к анализу, обобщению, формированию умения рассуждать, делать выводы использовали игры-загадки. В таких играх давала возможность детям самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи и высказать свое мнение: описать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадать их по описанию, найти сходства и различия и т.д. Для общения с детьми, детей между собой, проводили игры-беседы. Такие игры способствовали активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), воспитанию умения слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умению сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения.

Для родителей проведена серия консультаций «Игры по дороге» в которую вошли следующие темы: «Игры по дороге в детский сад.», «Игры за окном автомобиля», «Каждое слово может стать Игрой», что позволило повысить уровень педагогической компетентности родителей использовании дидактических игр для развития связной речи детей.

Сравнительный мониторинг по выявлению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста показал, что экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития связной речи уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на 20%. Пополнился словарный запас детей словами-определениями; сформировались такие умения, как, договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением. Дети овладели основными видами связной монологической речи

Таким образом, дидактическая игра будет выступать результативным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, если:

- организовать систематическое применение игр в организованной и неорганизованной деятельности детей;

- подбор дидактических игр будет реализовываться в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей;

- будет создана развивающая среда, способствующая формированию речевой деятельности у детей данного возраста.

 

Литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи у детей [Электронный ресурс] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2015. -  149 с.

2. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] - М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию связной речи у старших дошкольников. – [Текст] – М.: Центр «Академия», 2013. - 234 с.

5. Медведева И.К., Куланина Е.С., Прохорова М.М. Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 51-55.

6. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN