Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Эмоционально-познавательное развитие ребенка с ОВЗ на коррекционных музыкально-ритмических занятиях

Дата публикации: 2018-09-18 18:07:22
Статью разместил(а):
Устинова Татьяна Валерьевна

Эмоционально-познавательное развитие ребенка с ОВЗ на коррекционных музыкально-ритмических занятиях в условиях ДОУ

Emotional and informative development of the child with special opportunities of health on correctional musical and rhythmic occupations in the conditions of preschool educational institution

Авторы:

Устинова Татьяна Валерьевна

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №4», Красноярск, Россия

e-mail: vcemilla@mail.ru 

Кобенко Наталья Ивановна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №4», Красноярск, Россия

e-mail: ktngk@yandex.ru

Ustinova Tatyana Valeryevna

teacher-speech pathologist of MBDOU Kindergarten No. 4, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: vcemilla@mail.ru

Kobenko Natalya Ivanovna

musical director of MBDOU Kindergarten No. 4, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: ktngk@yandex.ru

 

Аннотация: Шагая в ногу со временем, опираясь на традиционные подходы, изыскивая новые и синтезируя их вместе, мы пытаемся создать оптимальные условия для компенсации дошкольников с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада.

Abstract: Keeping up to date, relying on traditional approaches, finding new and synthesizing them together, we try to create optimum conditions for compensation of preschool children with special opportunities of health in the conditions of kindergarten.

Ключевые слова: ребенок с особыми возможностями здоровья, музыкально-коррекционная ритмика.

Keywords: the child with special opportunities of health, musical and correctional rhythmics.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В связи с тем, что Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ставит целью достижение всеми детьми дошкольного возраста, вне зависимости от возможностей здоровья, уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, важным с точки зрения ФГОС ДО является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [5].

Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие [2].

В МБДОУ № 4 Октябрьского района города Красноярска, обучение и воспитание детей с особыми возможностями развития осуществляется в инклюзивных условиях воспитателями, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогами-психологами, музыкальным руководителем, инструкторами по физическому воспитанию. Нами разработана программа комплексного психолого-педагогического взаимодействия специалистов в работе с детьми ОВЗ, основанная на элементах логопедической и музыкально-ритмической деятельности.

Занятия по музыкально-коррекционной ритмике на игровых занятиях «Ручеёк» проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным руководителем в атмосфере высокой эмоциональности. Кроме того, в занятиях принимают участие ассистенты (зачастую узкие специалисты учреждения), их количество соответствует числу детей, требующих особого внимания. Часть группы, состоящей из 6 человек, составляют говорящие дети. Мы убеждены, что у всех участников возникает ощущение чуда, когда, молчащий до того ребенок, начинает не только активно участвовать в совместных мероприятиях, но и активно выражать свои чувства и эмоции доступным для него образом, активно общаться со всеми участниками группы, находя пути и возможности для самореализации.

Главным принципом при включении детей в группу и построении занятий является ритуализация. Ритуал становится канвой занятия, создавая у детей ощущение безопасности, открывая дорогу к овладению новыми умениями. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, что позволяет включать отработку какого-либо навыка в общее действие в качестве элемента ритуала. Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия – музыкальным приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе и ответа на них [5]. Многих детей очень радует возможность предвосхищать события, когда они услышав знакомое название игры, песни или напев мелодии, уже знают что им предстоит делать. Однако, некоторым детям, привыкшим к определенной последовательности в занятиях, бывает очень сложно внести в них некоторые изменения.

Динамика занятия строится на чередовании видов деятельности: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, подвижные игры или танцы. Обязательное условие – возбуждение должно сменяться расслаблением при помощи смены настроений или созданием кульминации, когда происходит постепенное эмоционально-двигательное насыщение, сменяющееся к концу занятия расслаблением под лирическую музыку. Важная составляющая каждого занятия – его вариативность в зависимости от общего эмоционального настроения группы, например, если дети слишком возбуждены и им тяжело усидеть на месте, мы начинаем занятие с подвижных игр или танцев, что облегчает переход к занятиям, не требующим физической активности.

Подбор материала для занятий строится на упражнениях, развивающих слуховое внимание, в основе которых лежат игры на различение темпа и силы звука: «Медведь идет», «Зайчик скачет», «Мышка бежит» и др. Координацию движений, развитие мелкой моторики и чувства ритма формируют упражнения с деревянными ложками или палочками, игры «У ребяток ручки хлопают», «Игра с колокольчиками». Пространственные представления помогают освоить хороводы и такие игры, как «У медведя во бору», «Зайцы и лиса» и т.п. Очень важно определить какая музыка более предпочтительна для каждого ребенка.

В ходе диагностики [4] мы выяснили уровни музыкально-ритмического развития дошкольников, посещающих коррекционно-ритмические занятия «Ручеёк». Средний уровень составили 16,6% детей, ниже среднего 33,4% и низкий 50% обследованных дошкольников. Низкий уровень составили безречевые дети со множественными, в том числе интеллектуальными, нарушениями. Более высокие уровни составили дети с тяжелыми речевыми нарушениями, сочетанные с РАС или ЗПР.

В результате проведения исследования было выяснено, что дети с нарушениями интеллекта с удовольствием реагируют на русские народные песни и мотивы, в то время как дети с расстройством аутистического спектра лучше воспринимают лирические произведения.

Мы рассчитываем, что проводимая в течение года в нашем дошкольном учреждении комплексная коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях, приведет к улучшению качества коммуникации детей, формированию навыков совместной деятельности, развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы, включая расширение возможностей не только выражать свои эмоции, но и правильно интерпретировать эмоциональные состояния других людей.

 

Список литературы:

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей). СПб: ЛОИРО, 2000. 200 с.

2. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90. 

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика // Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.

4. Практические занятия по психологии под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977.

5. Устинова Т.В. Сравнительный анализ результатов исследования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III) и нормой речевого // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 21 апреля 2017 г. /отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017.

6. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. Изд.2-е / Под ред. Ю. Лирес. – М.:Теревинф, 2018.-48 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN