Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие инициативы и познавательной активности у дошкольников через ознакомление с профессиями родителей

Дата публикации: 2020-05-22 10:40:50
Статью разместил(а):
Вахидова Маргарита Дмитриевна

Развитие инициативы и познавательной активности у дошкольников через ознакомление с профессиями родителей

The development of initiative and cognitive activity of the preschool children become familiar with the occupations of the parents

 

Автор: Вахидова Маргарита Дмитриевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16», г. Нижнекамск, Россия

e-mail: nk.margo.ru@mail.ru

Vakhidova Margarita Dmitrievna

Kindergarten № 16, Nizhnekamsk, Russia

e-mail: nk.margo.ru@mail.ru

 

Аннотация: Знакомство дошкольников с трудом взрослых это не только средство формирования системы знаний, но и получение опыта социального общения, воспитания важных качеств личности. Необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников, в сюжеты игр, развивать в детях веру в свои силы, способности, всячески поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и творчество, что в дальнейшем поможет сформировать профессиональное самосознание.

Abstract: acquaintance of preschool children with the work of adults is not only a means of forming a system of knowledge, but also gaining experience in social communication, education of important personal qualities. You must teach the child to translate knowledge obtained from different sources, in the stories of the games, to develop in the children the belief in their abilities, support children's initiative, independence and creativity that will further help to form a professional identity. 

Ключевые слова: ранняя профориентация, дошкольники, знакомство с профессией.

Keywords: early career orientation, preschoolers, acquaintance with the profession.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Кем быть? Этот вопрос волнует многих детей. Вспомните, как вы выбирали свою профессию. И сами ли вы её выбирали. Родители задумываются о будущем своего ребенка буквально с его рождения, следят за интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Но наша цель – помочь ребёнку сделать самостоятельный выбор в будущем.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед педагогами важные задачи по воспитанию конкурентоспособной личности, в дальнейшем успешно реализующей себя в профессиональной среде. Согласно целевым ориентирам стандарта дошкольного образования «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …, обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе …».

Очень актуальны и сегодня, на мой взгляд, слова великого советского педагога В.А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Мы выявили, что у детей довольно скудный кругозор в области знаний о профессиях, в том числе о труде родителей. Опрос показал, что некоторые дети не могли назвать, где и кем работают их родители, потому что мамы и папы не рассказывают ребятам о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, они не могли ответить на вопрос, что делают их родители на работе и для чего. Как правило, они отвечали «Зарабатывают деньги».

Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Почему родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий? Почему утрачиваются трудовые династии? Исчезло понятие «трудовая доблесть»? Почему турецкий строитель  или французский булочник  гордятся своими профессиями, а мы скромно умалчиваем о своих сварщиках, пекарях, шинниках, слесарях, трудом которых созидается жизнь каждого?

Знакомство детей с профессиями, развитие их инициативы и самостоятельности, социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Поэтому возникла идея разработки проекта по ранней профориентации в подготовительной к школе группе. Была поставлена цель – развитие творческой инициативы и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями родителей, которая осуществлялась не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Пришлось вести активную разъяснительную работу с родителями, доказывать нужность и важность данной темы. Но затем мы получили настоящих союзников, партнёров в общем деле.

Использование «Модели трёх вопросов» помогло нам определить этапы работы: кем работают родители и что мы знаем о их профессиях? Что нам сделать, чтобы узнать больше? Как и где можно применить полученные знания? 

Содержание деятельности строили в соответствии с разработанным планом, который представляет собой ряд мероприятий, связанных друг с другом и проводимых в течение дня в разных режимных моментах. Дошкольное образование не имеет жёстких рамок, т.е. образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду. Мы обогащаем опыт детей, приобщая к ценностям культуры, в том числе, трудовой, создавая условия для познавательной, исследовательской, проектной, коммуникативной деятельности.

Ознакомление с профессиями родителей, на наш взгляд, обеспечит дальнейшее вхождение ребёнка в современный социальный мир, в большей мере будет способствовать развитию позитивных установок и представлений о значимости, ценности каждого вида труда.

В процессе реализации проекта мы организовали ряд экскурсий.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке освоить представления о труде людей. Мы показывали, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты. Кроме того, очень заинтересовали наших детей экскурсии в учебные заведения, где обучают тем или иным профессиям. Мы посетили колледж нефтехимии и нефтепереработки, политехнический, агропромышленный, педагогический колледжи, где также работают родители наших воспитанников. Кроме того, широко использовали виртуальные экскурсии, которые помогли «посетить» шинный завод, химкомбинат, побывать на стройке.

Игра для детей — путь познания и приобщения к жизни. Это самая свободная, естественная форма погружения в реальную действительность с целью ее изучения, проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Играя в профессии, дети переводили полученные знания в сюжеты игр, у них развивалось образное мышление, воображение, коммуникативные навыки. Общими усилиями мы значительно обогатили развивающую игровую среду.

В рамках реализации проекта зародилось движение «Дежурный взрослый»,  которое позволило вовлечь семьи  непосредственно в образовательную деятельность. Особо нас порадовала активность пап. У детей расшились представления не только о профессиях близких людей, но и увлечениях. Дошкольники проявляли инициативу, приглашая родителей, других родственников на мероприятия. Детям было очень интересно узнавать новое, они задавали много вопросов, старались вникнуть в тонкости той или иной профессии.

Один из принципов работы по ранней профориентации – принцип активного включения детей в практическую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, но и участвовал в совместной деятельности, выполняя трудовые действия. Профессиональные пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, который мы использовали. Здесь дети получают самостоятельный опыт, и как результат, осознают себя в качестве субъекта профессиональной деятельности. Дети с удовольствием создавали кулинарные шедевры, эскизы одежды, учились закручивать гайки и ремонтировать стулья, закрепляли правила безопасного поведения на дороге.

При ознакомлении с профессиями совместными усилиями разрабатывали интеллект-карты, выпускали стенгазеты  «Все профессии важны», книжки-самоделки. Дети стали инициаторами  оформления альбома «Профессии наших мам и пап». Итогом стала организация фестиваля «Радуга профессий», где взрослые и дети представляли не только профессии родителей, но и, кем бы ребёнок хотел стать в будущем.

Для выявления уровня знаний детей о профессиях, значимости труда, орудиях труда и качествах, необходимых для той или иной профессии, использовалась диагностика по методике Г.А. Урунтаевой (диагностика проводилась в начале и конце учебного года).

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о профессиях родителей, т.е. расширились знания о направленности и структуре конкретных трудовых процессов; понимание ценности и значимости труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании труда взрослых  в сюжетно-ролевую игру, а полученные практические навыки – в элементарную трудовую деятельность.

Можно отметить, что в ходе реализации проекта значительно расширился словарный запас детей, повысилась их познавательная активность, активизировалась совместная, партнерская деятельность детей, педагогов, родителей.  Мы уверены, что все это поможет детям успешно адаптироваться в новой социальной среде.

 

Литература:

1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Кн.1, 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

2. Алябьева Е.А.  Ребенок в мире взрослых. Познавательные рассказы о профессиях для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 139 с.

3. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский дом «Академия», 1998. – 304 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN