Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческих способностей дошкольника через приобщение к истокам народного творчества

Дата публикации: 2018-09-12 11:17:49
Статью разместил(а):
Жукова Каролина Вячеславовна

Развитие творческих способностей дошкольника через приобщение к истокам народного творчества

Development of creative abilities of a preschooler through the roots of folk art

 

Автор: Жукова Каролина Вячеславовна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 118», г. Чебоксары, Россия

e-mail: karolina.zhukova.78@mail.ru

Zhukova Karolina Vyacheslavovna

music Director  Kindergarten № 118, Cheboksary, Russia

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей. Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в ней источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – с первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности.

В работе по приобщению дошкольников к истокам народной культуры необходимо придерживаться следующих принципов: 

1. Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

2.   Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека, праздники.

3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

4.  Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Наше МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары общеразвивающего вида. Основное направление работы - воспитание здорового ребенка через использование  современных оздоровительных технологий.  Мы работаем по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В целях реализации национально-регионального компонента  используем Программу воспитания ребенка – дошкольника  Л.В. Кузнецовой. Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования составлена основная общеобразовательная программа детского сада, рабочие учебные программы  по всем образовательным  областям с учетом принципа интеграции образовательного процесса и комплексно - тематического планирования.

Вопрос развития творческих способностей детей через приобщение к истокам народного творчества решается во всех образовательных областях: на НОД «Познавательное развитие» дети узнают  о культуре, быте, особенностях того или иного народа, о Республике, о городе и другое. На организованной образовательной деятельности по художественно-творческой деятельности рисуют  узоры национальной вышивки, орнамент, лепят народные игрушки,  создают композиции из элементов вышивки. На физической культуре играют в народные игры, а на развитии речи  учат малые фольклорные произведения, прибаутки, потешки, читают сказки. На занятии по «Музыкально-художественной деятельности»  изучаем народные песни и танцы, происходит знакомство с русскими и чувашскими народными инструментами и др.    Конечно же, репертуар  стараемся брать согласно  реализуемой программе  и  организуем праздники и развлечения согласно примерному перечню.  Об этом я рассказывать не буду,  я остановлюсь на опыте работы по приобщению дошкольников к истокам народного творчества нашего ДОУ.

Одним из условий успешного решения данных задач является создание предметно-развивающей среды, на основе которой в последствии происходит развитие творческих способностей детей. С этой целью в ДОУ создан мини-музей «Чувашская изба», где сосредоточены предметы быта чувашского народа,  утварь, элементы народных костюмов,   полотенца с вышивкой, домашняя утварь, люлька и др. Расположение мини - музея рядом с музыкальным залом позволяет нам организовывать  тематические беседы, экскурсии, чтобы наглядно увидеть особенности национального быта чувашского народа.  В каждой группе имеются уголки национальной культуры. В них размещены: символики русского и чувашского народов, куклы в национальной одежде, дидактические игры по данной теме.

Активно используем в работе проектную деятельность. Разработаны и реализованы на практике проект «Маленькие жемчужины», «Родничок», «Патриоты России», «Маленькие соловушки», «Чувашские народные инструменты» и другое. Данный метод позволяет получить конкретные результаты, развивать не только познавательные и творческие способности у детей, но и заинтересовать темой народного творчества родителей, микросоциум.

Применение информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях позволяет повысить познавательный интерес детей к  народному искусству. Мы используем познавательные  ролики «Календарные песни», «Стихи по временам года», «Рождественские колядки», «Русский сувенир», «Наше лето», «Матрешка» и др.

Ярким методом развития интереса к  народной культуре русского и чувашского народа является проведение совместных с родителями или с социальными институтами  микрорайона праздников, развлечений.  Стало традицией проводить  «Посиделки», спортивные состязания «Игры на земле Улыпа». Ежегодно  в неделю чувашской культуры проводим фестиваль дружбы «Между Волгой и Уралом», на котором стараемся показать особенности культуры не только чувашского  и русского народа, но и  наших соседей - марийцев, татар, башкиров и др.

В День танца, 29 апреля каждый год проводим совместные праздники с ДОУ 26, 36, 118.  

Участвуем в конкурсах  и фестивалях:

- районный праздник «Весенние встречи»,

- городской фестиваль  фольклорных коллективов «Чувашский подснежник»;

- городской конкурс  «Дружат дети всей Земли»;

- российский конкурс «Педагог-профессионал;

- республиканский конкурс на Грант Президента ЧР.

Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, дошкольники приобщаются к истокам культуры разных народов России. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предметы быта русского и чувашского народа, музыка; воспитывается  уважительное отношение к культуре разных народов. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.

Т.о. целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей через приобщение к истокам народного творчества позволит сформировать:

- интерес к особенностям музыкальной культуры разных народов России;

- умение выразительно исполнять танцевальные движения, характерные для народов Поволжья; 

- знания особенностей русских и чувашских народных песен и плясок;

- умение играть на русских и чувашских народных музыкальных инструментах, знать и называть их и др.

 

Список используемой литературы: 

1. Федеральные государственные требования.

2. "Русский дом" Самара 2011г (Методическое пособие по приобщению детей к народному творчеству).

3. Подвижные народные игры с песнями в детском саду. Составитель Н.Н. Доломанова "Творческий центр" Москва 2002г.

4. Зацепина М.Б. Антонова Т.В «Народные праздники в детском саду». Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей под ред. Т.С.Комаровой.-М.; Мозаика-Синтез. 

5. Музыкальная палитра // журнал.

6. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Р.Б. Кузьминой, Чебоксары 2006 г.

7. Чаваш музыки ача саденче. Хрестоматия. Чувашское книжное издательство, 1995 г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN