Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Расширение образовательного пространства детей с ОВЗ посредством технического творчества

Дата публикации: 2020-05-10 17:03:33
Статью разместил(а):
Макаренко Елена Викторовна

Расширение образовательного пространства детей с ОВЗ посредством технического творчества

Expanding the educational space of children with disabilities through technical creativity

 

Автор: Макаренко Елена Викторовна

МБДОУ № 77, г. Сургут, Россия 

e-mail: 41742@mail.ru

Makarenko Elena Viktorovna

Kindergarten № 77, Surgut, Russia.

e-mail: 41742@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос образовательного потенциала дополнительного образования для детей с ОВЗ, а также раскрываются принципы адаптации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для детей с ТНР дошкольного возраста. 

Abstract: the article considers the educational potential of additional education for children with disabilities and also the principles of adaptation of additional general developmental programs of a technical orientation for children with disabilities of preschool age are disclosed.

Ключевые слова: адаптация дополнительных программ, дополнительное образование, социализация детей с ОВЗ.

Keywords: adaptation of additional programs, additional education, socialization of children with disabilities.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) являются одной из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. 

Социализация и обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования на сегодняшний день является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.  

Такой разворот инклюзивной практики в сторону дополнительного образования понятен и объясняется тем, что  дополнительное образование имеет для детей с ОВЗ огромный потенциал, так как расширение образовательных возможностей лиц этой категории,  является наиболее эффективным фактором их социализации в обществе. Получение детьми с ОВЗ дополнительного образования:

·      способствует реализации их образовательных потребностей детей,  

·      помогает в более легкой адаптации к разным условиям, 

·      помогает получить общественную поддержку их творческих способностей,  

·      развивает жизненные и социальные компетенции. 

·      повышает социальный статус,  

·      приучает к активной жизненной позиции помогает самостоятельно решать проблемы, затрагивающие их интересы. 

·      дает возможность делать свои первые социальные пробы. 

Каждое занятие в детско-взрослом сообществе для детей с ОВЗ рассматривается как событие, так как в  дополнительном образовании преобладают гуманистические подходы. 

В основу современной методологии и положений о роли дополнительного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в которой говорится, что несмотря на особенности личностного развития детей с ОВЗ, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как равноправных участников общественных взаимоотношений, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормативным развитием. А процесс социальной адаптации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования зависит не столько от выраженности имеющихся нарушений развития, сколько от наличия специальных образовательных условий; учитывающих компенсаторные возможности организма.

Поэтому адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – это закономерный этап развития системы дополнительного образования. Содержание адаптированных дополнительных образовательных программ должно способствовать преодолению присущих детям с ОВЗ одних нарушений развития, либо ослаблению других, благодаря чему более эффективно происходит процесс социальной адаптации. Особенно актуально это в дошкольном возрасте, ведь чем раньше начинается осуществление психокоррекционных мероприятий, тем выше их результаты 

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ: 

- во-первых, необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении); 

- во-вторых, это индивидуализация обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ОВЗ); 

- в-третьих, обеспечение особой пространственной организации образовательной среды. 

К основным требованиям адаптации дополнительных общеразвивающих программ относится: сочетание образовательных, коррекционно-развивающих, психотерапевтических и лечебно-оздоровительных технологий соответствие цели, задач, содержания, соответствующие запросам общества, государства, требованиям норм морали, традициям обязательный учет возможностей, интересов, обучающихся. 

Создание эмоционально-личностного взаимодействия, направленного на формирование оптимистической установки;  

Исходя из этого, целью адаптации программы дополнительного образования  является раскрытие творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций. 

Задачи адаптации программы связаны с решением проблем: 

- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления; 

- организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка; 

- развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками; 

- помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых заболеванием; 

- выявление творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы); 

- оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения направленных на выход из пассивного социального состояния.  

Необходимо включать детей с ОВЗ не в пассивно- созерцательные виды досуга, а в активные формы деятельности, которые бы расширяли их социальную включенность в решение актуальных и перспективных проблем. Одним из перспективных направлений в дополнительном образовании нашего детского сада для детей с ОВЗ мы видим развитие технического творчества. 

О полезности данного вида деятельности для детей всех категорий можно   говорить очень много. Опыт, получаемый,  ребенком в ходе конструирования способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В первую очередь данный вид деятельности направлен на развитие следующих процессов:

- «Познавательное развитие»: формирование пространственного мышления, творческого воображения, внимания, целенаправленности, принятие самостоятельных решений, творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, желания самостоятельно объединяться для совместной деятельности, умение слушать собеседника, отстаивать свое мнение.

- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов, умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, развитие эстетических чувств, художественного восприятия, образных представлений, воображения, творческих способностей,

- «Речевое развитие»: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

- «Физическое развитие»: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Так как значительную часть контингента воспитанников нашего детского сада составляют дети с ТНР, то при выборе направления дополнительного образования учитывались индивидуальные особенности детей данной категории.

К особенностям детей с ТНР относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлений. У значительной части детей наблюдается двигательная недостаточность, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики рук, слабая координация пальцев и трудности в овладении графо- моторными навыками. Наибольшие трудности возникают при выполнении действий по словесной инструкции, особенно многоступенчатой. Дети, в отличие от сверстников, не имеющих отклонений в развитии, затрудняются в точном воспроизведении задания по пространственно-временным понятиям, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Занятия по программам технической направленности способствуют развитию эмоциональной и познавательной сферы, позволяют достичь устойчивых положительных результатов в коррекции проблем познавательного, речевого, физического и социально- коммуникативного характера. Схема или чертеж, по которому изготавливаются модели, не что иное, как пошаговый алгоритм, который подготавливает почву для последующего овладения многоступенчатой инструкцией.

Таким образом дополнительное образование имеет для детей с ОВЗ огромный потенциал, так как расширение образовательных возможностей лиц этой категории, является наиболее эффективным фактором их социализации в обществе. Самое главное помнить, что дети с ОВЗ это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и в первую очередь дети, нуждающиеся в особой всеобщей заботе.  

 

Список литературы: 

1. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – №1. – С. 3-7. 

2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN