Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников через дидактические игры

Дата публикации: 2020-02-03 23:50:45
Статью разместил(а):
Байкова Мария Владимировна

Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников через дидактические игры

Formation of elementary economic representations in preschoolers through didactic games

 

Автор: Байкова Мария Владимировна

МБДОУ "Д/с № 8" г. Арзамас, Россия

E-mail: baykova-87@inbox.ru

Baikova Maria Vladimirovna

Kindergarten № 8, Arzamas, Russia

E-mail: baykova-87@inbox.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность экономического воспитания старших дошкольников. Экономическое воспитание происходит через игровую деятельность: сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.

Abstract: This article discusses the relevance of the economic education of older preschoolers. Economic upbringing takes place through game activities: story-role games and didactic games.

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономика, детский сад.

Keywords: economic education, economics, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

На первый взгляд кажется, что экономика и дошкольник — понятия абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Часто они видят рекламу по телевизору, слышат разговоры родителей о бюджете семьи, ходят со взрослыми в магазин за товарами, просят что-то купить, знакомятся с разными профессиями.

Конечно, это не весь перечень экономических понятий, с которыми сталкивается современный ребенок. Дошкольник попадает в реальные экономические отношения в семье с раннего детства, поэтому детский сад должен помочь ему разобраться в этих понятиях. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию элементарных экономических представлений у дошкольников.

Конечно же, основная форма обучения в детском саду игра. Поэтому в начале своей работы по экономическому воспитанию я начала с создания предметно развивающей среды. В нашей группе появился гном Эконом и принцесса Экономика. Именно эти персонажи знакомят детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы, с правилами экономики, приглашают детей к себе в страну Экономику, знакомят детей с новыми понятиями, решают экономические задачи, разбирают экономические ситуации, играют с детьми в сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, читают сказки.

В уголке по Экономике стоит экономическая шкатулка, в нее мы вкладываем карточки с новыми экономическими понятиями. В начале каждого занятия мы повторяем экономические понятия, с которыми знакомились раньше. Чтобы дети лучше запомнили сложные слова, на стене мы расположили «Экономическое дерево», листочками которого являются слова — «товар», «деньги», «бюджет», «потребности», «банк» и т. д. Появился в уголке и «Волшебный сундучок» с различными играми — ситуациями. Например: «Как бы ты поступил», «Что подарить другу на День рождения», «Чем я могу помочь дедушки», «Хорошо ли капризничать в магазине». Была создана картотека профессий, где красочные рисунки помогают понять в какие экономические отношения входят взрослые той или иной профессии. В группе появились современные сюжетно — ролевые и дидактические игры.

Так дидактическая игра «Профессии» помогает детям освоить смысл труда, воспроизвести трудовые процессы взрослых, поучаствовать в экономических отношениях. С помощью этой игры моделируются реальные жизненные ситуации: купли — продажи, банковские операции, составления семейного бюджета, что помогает усвоить сложные экономические понятия. В играх «Дом сладости», «Ателье для маленьких модниц», «Наша реклама», «Банковское дело», «Супермаркет» и другие создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем я буду когда выросту?», «Семейный бюджет», «Я маленький покупатель» помогают лучше понять и освоить представления детей о мире экономических явлений, приобретают новые знания, умения, навыки в мире Экономики. Дошкольники, решая экономические ситуации, учатся реализовывать свои знания в разных условиях, с разными объектами.

Развивающие игры «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы», «Моя реклама», «Путешественники» способствует развитию сообразительности и формированию экономического мышления. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры — развлечения: «Ярмарка — продажа», «Аукцион товаров», «Бизнес-клуб», «Умники и умницы», «Я -гном эконом». Эти игры хорошо проводить как итоговое занятие по теме. Именно в этих играх систематизируются и обобщаются знания. Очень интересно, когда такие игры проводятся совместно с родителями.

В экономическом воспитание дошкольников помогают произведения детской художественной литературы. Например, в такие произведениях как, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл», В. Осеевой «Сыновья», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и в многих других воспитывают уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное отношение к лени. Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное экономическое понятие как «бартер».  

А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль», затем самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки .

А вот в сказках Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» дети хорошо усвоят необходимость рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги) . Так же в своей работе я использую логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации, которые помогают лучше освоить сложные экономические явления. Они заставляют детей думать, создавать проблемные вопросы, искать пути их решения. Развивают у них любознательность, пытливость, фантазию, умение рассуждать, делать умозаключения, доставляет им радость от полученного результата.

Все это повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, помогает ему применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Дети в группе стали относится друг к другу с пониманием, делиться игрушками, помогать друг другу, стали более дружелюбны и отзывчивы, проявляют уважения к старшим, и к сверстникам, уважают труд няни и дворника, стараются им помочь. Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе.

 

Литература:

1. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх (пособие для воспитателей ДОУ) — Нижний Новгород, 1994 г.

2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников — М.:ТЦ Сфера, 2002. — 80с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN