Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Здоровьесбережение - приоритетное направление деятельности ДОО

Дата публикации: 2019-12-26 13:51:44
Статью разместил(а):
Кошарная Ольга Викторовна

Здоровьесбережение - приоритетное направление деятельности ДОО

Health care is a priority direction of activity of kindergarten

 

Автор: Кошарная Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 4», г. Звёздный, Россия

e-mail: raduga-zrr@mail.ru

Kosharnaya Olga Victorovna

Kindergarten № 4, Zvezdnyy, Russia.

e-mail: raduga-zrr@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается система работы дошкольной организации по здоровьесбережению.

Annotation: The article deals with the system of work of preschool organization on health care.

Ключевые слова: здоровьесбережение, технология, система.

Keywords: health saving, technology, system.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет проводит работу по приобщению детей и взрослых к основам здорового образа жизни, формированию культуры здоровья.

Коллектив детского сада ведет координированную целенаправленную работу над укреплением физического и психического здоровья детей и стремится к обеспечению высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического и валеологического развития. Организовать работу в данном направлении помогает хорошая материальная база, высокопрофессиональный творческий коллектив, в котором работают квалифицированные специалисты: инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, валеопсихолог, медсестра по ЛФК.

Развитие ребенка в новой модели образовательного здоровьесберегающего пространства предполагает использование современных программ и здоровьесберегающих технологий, которые преследуют не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, при которой ребенку открываются новые возможности действия для новых достижений и продвижения в развитии, а также укрепление его здоровья.

Такой программой для нас являются программы физического и валеологического развития дошкольников «Азбука здоровья», «Будь здоров, малыш!», автором которой является к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ Т.Э.Токаева. Большая часть программного материала по валеологическому образованию не только органично вплетается во все режимные моменты, но и решается  на специально организованных занятиях по технологии физического развития детей, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров,  дошкольник!».

В детском саду проводятся занятия по валеологии под руководством валеопсихолога, которые обеспечивают формирование у детей - дошкольников потребности в здоровом образе жизни, становление системы представлений о здоровом образе жизни и физической культуре человека.

В детском саду разработан стратегический план улучшения здоровья детей, который помогает проводить работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников комплексно и системно.

Рациональное и сбалансированное питание, индивидуальный подход к питанию аллергичных детей, второй завтрак с обязательными фруктами или соками, витаминизация пищи - все это помогает укрепить иммунную систему организма. Эффективными профилактическими средствами являются оксалиновая мазь, ревит, веторон.     

Профилактике заболеваний, оздоровлению детей способствуют условия, созданные в детском саду: оборудованный медицинский кабинет, оснащенный тубусным кварцем, ингалятором, «Скэнаром», устройством прогревания лор-органов, оборудованный спортивный зал, оснащенный люстрой Чижевского, спортивная площадка, зимой вокруг детского сада оборудуется лыжня.

В ДОУ продумана система лечебно-профилактической работы, включающая витаминотерапию, систему закаливания, обеспечивающая психологическую безопасность личности ребенка и оздоровительную направленность образовательного процесса.

Первоочередная задача медицинских и педагогических работников – определение эффективных путей оздоровления детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Решению этой задачи способствует система закаливания, сложившаяся в ДОУ.

Закаливание детей происходит в течение всего года в зависимости от сезона. Так, летом дети больше бывают на воздухе, принимая солнечные и воздушные ванны, на участках детского сада практикуется босохождение и хождение по массажным дорожкам, которые изготовили воспитатели с родителями. Ходьба детей происходит по разным поверхностям: по траве, по камешкам, по песку и снова по траве …

Зимой занятия по физкультуре проходят на воздухе в облегченной одежде, работа по закаливанию продолжается и в помещении: хождение босиком по массажным коврикам, игровым дорожкам, контрастное обливание ног, точечный массаж, дыхательная гимнастика, полоскание горла отварами трав, ионизация воздуха люстрами Чижевского.

Физкультурно-оздоровительная работа ведется как с детьми, так и с родителями и сотрудниками ДОУ.

Ежегодно с детьми подготовительной группы проводится семинар-практикум по Су-Джок-терапии (метод лечебного воздействия на кисти и стопы). На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствующих всем органам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. В момент стимуляции такой точки возникает «лечебная» электромагнитная волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган. Дети с увлечением проводят профилактику простудных заболеваний с помощью семян гречихи и рассказывают об этом методе дома родителям.

Педагоги воспитывают у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, обогащают знания детей о себе, своем организме и способах сохранения здоровья. К конкурсам и мероприятиям дети готовят поделки, выполненные своими руками, а так же плакаты о правильном питании, нарисованные вместе с родителями и т.п.

Работа по физическому воспитанию строится с учетом индивидуального подхода на основе диагностики физического и валеологического развития детей, с учетом состояния их здоровья. 

В группах заведены журналы здоровья, в которых имеются данные о состоянии здоровья детей, дети распределены по группам здоровья, закаливания и оздоровительным маршрутам.  Для физического развития детей созданы все условия - ежедневная утренняя гимнастика игрового характера, использование «Дорожек препятствий» с применением модулей и др. оборудования, физкультурные занятия 3 раза в неделю, физкультурные кружки  на  занятиях которых дети приобретают навыки владения мячом и своим телом.

Ежегодно в д/саду проходит множество спортивных праздников и развлечений таких как «Малые Олимпийские игры», «В гостях у доктора Айболита» и др., постоянно с детьми проводятся подвижные игры различного характера – народные, игры-аттракционы, игры-забавы и т.д. Такая работа обеспечивает активный отдых и поднимает эмоциональный тонус детей.

Для воспитания познавательного интереса к физической культуре широко используются игровые задания и знакомые детям сюжеты: «На стадионе», «Шаловливые котята», «Прогулка в лес», «Джунгли» и др.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется и через организацию кружковой деятельности, которая вызывает интерес у дошкольников. Кружки «Веселые мячи», «Фитбольчик», «Стэп»  помогают детям совершенствовать координацию движений, способствует профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, укреплению сердечно-сосудистой системы.

Большое внимание уделяется организации предметно - развивающей среды групп по формированию здорового образа жизни, приобщению детей к физкультуре и спорту. Во всех возрастных группах имеются центры Здоровья, которые постоянно пополняются играми валеологической направленности «Береги глаза»,  «Хорошо-плохо», «Мой путь к здоровью», «Смеюсь, злюсь, огорчаюсь» и др. пособиями,  необходимыми для реализации программы физического и валеологического развития детей. В процессе игр дети узнают о важности гигиенической и двигательной культуры, о функционировании организма и правилах заботы о нем, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти знания становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Центры оснащены развивающими играми, нестандартным оборудованием и материалами (шишки, камешки, пробки - для упражнений по профилактике плоскостопия и т.п.),. Наши педагоги с большой выдумкой подходят к изготовлению оборудования для самостоятельной двигательной деятельности детей и постоянно обмениваются друг с другом опытом изготовления нестандартного оборудования для разных видов движения, нетрадиционных тренажеров и опытом организации двигательной деятельности детей в группе.

Оздоровительная и валеопсихологическая работа ведется с педагогическим коллективом с целью воспитания у педагогов стойкой мотивации к ведению здорового образа жизни. В течение года сотрудники ДОУ занимаются в группах здоровья оздоровительной гимнастикой, по выходным посещают бассейн. Такая работа с сотрудниками позволяет снизить заболеваемость и количество больничных листов, а в конце года сотрудники, проработавшие год без больничного листа получают материальное поощрение.

Регулярные занятия в группе здоровья, учебно-практические семинары позволяют использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для  поддержания и укрепления своего здоровья. Педагоги демонстрируют высокую заинтересованность в проблеме формирования здорового образа жизни, и эта работа ведется систематически, серьезно, планомерно.

Полученные  знания и умения педагоги используют в работе с детьми и родителями. Регулярно проходят заседания клуба родительской культуры, на занятиях которого родители учатся комфортному и продуктивному общению с ребенком. Ежемесячно вниманию родителей предлагаются  консультации: «Активный отдых семьи», «Гигиена полости рта», «Гигиена зрения» и др., совместно с родителями проводятся «Развлечения в зимнем лесу», «Веселые старты», зимний кросс. Родители участвуют в клубных занятиях «Физкультура и спорт в детском саду», в «Малых Олимпийских играх», занятиях парной гимнастики и т.д.

Занятия парой гимнастикой – это любимая родителями форма организации оздоровительной работы. Многочисленные исследования показывают, что от атмосферы общения, складывающегося в семье, отношения взрослых к своим детям, зависит эмоциональное благополучие детей, их духовное и физическое здоровье. В занятиях принимают участие дети группы и взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки, старшие сестры или братья). Совместное выполнение упражнений взрослого с ребенком на занятиях парной гимнастики способствуют лучшему взаимопониманию, эмоциональной близости родителей с детьми. Приятно видеть вечером взрослых, спешащих в детский сад на занятия гимнастикой. А после занятий родители, дети и воспитатели с удовольствием общаются за чашкой чая. 

Коллектив детского сада постоянно пропагандирует свой опыт на научных конференциях в педагогическом университете, на семинарах, совещаниях, конференциях. Гостями детского сада являются коллеги из разных мест региона. На базе нашего дошкольного учреждения постоянно проходят методические объединения, творческие отчеты, посвященные здоровому образу жизни с привлечением к обсуждению этой проблемы представителей отдела образования, медицинских работников, психологов. Ежегодно один из педсоветов посвящается вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, предшествуют педсовету недели творчества.

Система здоровьесбережения, сложившаяся в ДОУ, способствует повышению качества работы над проблемой сохранения и укрепления здоровья дошкольников и сотрудников учреждения.

Такая система работы помогает стабилизировать заболеваемость детей в детском саду, и за последние три года нами отмечены стабилизация и снижение заболеваемости наших воспитанников.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN