Здоровьесбережение - приоритетное направление деятельности ДОО
Здоровьесбережение - приоритетное направление деятельности ДОО
Health care is a priority direction of activity of kindergarten
Автор: Кошарная Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 4», г. Звёздный, Россия
e-mail: raduga-zrr@mail.ru
Kosharnaya Olga Victorovna
Kindergarten № 4, Zvezdnyy, Russia.
e-mail: raduga-zrr@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается система работы дошкольной организации по здоровьесбережению.
Annotation: The article deals with the system of work of preschool organization on health care.
Ключевые слова: здоровьесбережение, технология, система.
Keywords: health saving, technology, system.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет проводит работу по приобщению детей и взрослых к основам здорового образа жизни, формированию культуры здоровья.
Коллектив детского сада ведет координированную целенаправленную работу над укреплением физического и психического здоровья детей и стремится к обеспечению высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического и валеологического развития. Организовать работу в данном направлении помогает хорошая материальная база, высокопрофессиональный творческий коллектив, в котором работают квалифицированные специалисты: инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, валеопсихолог, медсестра по ЛФК.
Развитие ребенка в новой модели образовательного здоровьесберегающего пространства предполагает использование современных программ и здоровьесберегающих технологий, которые преследуют не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, при которой ребенку открываются новые возможности действия для новых достижений и продвижения в развитии, а также укрепление его здоровья.
Такой программой для нас являются программы физического и валеологического развития дошкольников «Азбука здоровья», «Будь здоров, малыш!», автором которой является к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ Т.Э.Токаева. Большая часть программного материала по валеологическому образованию не только органично вплетается во все режимные моменты, но и решается на специально организованных занятиях по технологии физического развития детей, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, дошкольник!».
В детском саду проводятся занятия по валеологии под руководством валеопсихолога, которые обеспечивают формирование у детей - дошкольников потребности в здоровом образе жизни, становление системы представлений о здоровом образе жизни и физической культуре человека.
В детском саду разработан стратегический план улучшения здоровья детей, который помогает проводить работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников комплексно и системно.
Рациональное и сбалансированное питание, индивидуальный подход к питанию аллергичных детей, второй завтрак с обязательными фруктами или соками, витаминизация пищи - все это помогает укрепить иммунную систему организма. Эффективными профилактическими средствами являются оксалиновая мазь, ревит, веторон.
Профилактике заболеваний, оздоровлению детей способствуют условия, созданные в детском саду: оборудованный медицинский кабинет, оснащенный тубусным кварцем, ингалятором, «Скэнаром», устройством прогревания лор-органов, оборудованный спортивный зал, оснащенный люстрой Чижевского, спортивная площадка, зимой вокруг детского сада оборудуется лыжня.
В ДОУ продумана система лечебно-профилактической работы, включающая витаминотерапию, систему закаливания, обеспечивающая психологическую безопасность личности ребенка и оздоровительную направленность образовательного процесса.
Первоочередная задача медицинских и педагогических работников – определение эффективных путей оздоровления детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Решению этой задачи способствует система закаливания, сложившаяся в ДОУ.
Закаливание детей происходит в течение всего года в зависимости от сезона. Так, летом дети больше бывают на воздухе, принимая солнечные и воздушные ванны, на участках детского сада практикуется босохождение и хождение по массажным дорожкам, которые изготовили воспитатели с родителями. Ходьба детей происходит по разным поверхностям: по траве, по камешкам, по песку и снова по траве …
Зимой занятия по физкультуре проходят на воздухе в облегченной одежде, работа по закаливанию продолжается и в помещении: хождение босиком по массажным коврикам, игровым дорожкам, контрастное обливание ног, точечный массаж, дыхательная гимнастика, полоскание горла отварами трав, ионизация воздуха люстрами Чижевского.
Физкультурно-оздоровительная работа ведется как с детьми, так и с родителями и сотрудниками ДОУ.
Ежегодно с детьми подготовительной группы проводится семинар-практикум по Су-Джок-терапии (метод лечебного воздействия на кисти и стопы). На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствующих всем органам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. В момент стимуляции такой точки возникает «лечебная» электромагнитная волна, которая оказывает нормализующее влияние на заболевший орган. Дети с увлечением проводят профилактику простудных заболеваний с помощью семян гречихи и рассказывают об этом методе дома родителям.
Педагоги воспитывают у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, обогащают знания детей о себе, своем организме и способах сохранения здоровья. К конкурсам и мероприятиям дети готовят поделки, выполненные своими руками, а так же плакаты о правильном питании, нарисованные вместе с родителями и т.п.
Работа по физическому воспитанию строится с учетом индивидуального подхода на основе диагностики физического и валеологического развития детей, с учетом состояния их здоровья.
В группах заведены журналы здоровья, в которых имеются данные о состоянии здоровья детей, дети распределены по группам здоровья, закаливания и оздоровительным маршрутам. Для физического развития детей созданы все условия - ежедневная утренняя гимнастика игрового характера, использование «Дорожек препятствий» с применением модулей и др. оборудования, физкультурные занятия 3 раза в неделю, физкультурные кружки на занятиях которых дети приобретают навыки владения мячом и своим телом.
Ежегодно в д/саду проходит множество спортивных праздников и развлечений таких как «Малые Олимпийские игры», «В гостях у доктора Айболита» и др., постоянно с детьми проводятся подвижные игры различного характера – народные, игры-аттракционы, игры-забавы и т.д. Такая работа обеспечивает активный отдых и поднимает эмоциональный тонус детей.
Для воспитания познавательного интереса к физической культуре широко используются игровые задания и знакомые детям сюжеты: «На стадионе», «Шаловливые котята», «Прогулка в лес», «Джунгли» и др.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется и через организацию кружковой деятельности, которая вызывает интерес у дошкольников. Кружки «Веселые мячи», «Фитбольчик», «Стэп» помогают детям совершенствовать координацию движений, способствует профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, укреплению сердечно-сосудистой системы.
Большое внимание уделяется организации предметно - развивающей среды групп по формированию здорового образа жизни, приобщению детей к физкультуре и спорту. Во всех возрастных группах имеются центры Здоровья, которые постоянно пополняются играми валеологической направленности «Береги глаза», «Хорошо-плохо», «Мой путь к здоровью», «Смеюсь, злюсь, огорчаюсь» и др. пособиями, необходимыми для реализации программы физического и валеологического развития детей. В процессе игр дети узнают о важности гигиенической и двигательной культуры, о функционировании организма и правилах заботы о нем, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти знания становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Центры оснащены развивающими играми, нестандартным оборудованием и материалами (шишки, камешки, пробки - для упражнений по профилактике плоскостопия и т.п.),. Наши педагоги с большой выдумкой подходят к изготовлению оборудования для самостоятельной двигательной деятельности детей и постоянно обмениваются друг с другом опытом изготовления нестандартного оборудования для разных видов движения, нетрадиционных тренажеров и опытом организации двигательной деятельности детей в группе.
Оздоровительная и валеопсихологическая работа ведется с педагогическим коллективом с целью воспитания у педагогов стойкой мотивации к ведению здорового образа жизни. В течение года сотрудники ДОУ занимаются в группах здоровья оздоровительной гимнастикой, по выходным посещают бассейн. Такая работа с сотрудниками позволяет снизить заболеваемость и количество больничных листов, а в конце года сотрудники, проработавшие год без больничного листа получают материальное поощрение.
Регулярные занятия в группе здоровья, учебно-практические семинары позволяют использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания и укрепления своего здоровья. Педагоги демонстрируют высокую заинтересованность в проблеме формирования здорового образа жизни, и эта работа ведется систематически, серьезно, планомерно.
Полученные знания и умения педагоги используют в работе с детьми и родителями. Регулярно проходят заседания клуба родительской культуры, на занятиях которого родители учатся комфортному и продуктивному общению с ребенком. Ежемесячно вниманию родителей предлагаются консультации: «Активный отдых семьи», «Гигиена полости рта», «Гигиена зрения» и др., совместно с родителями проводятся «Развлечения в зимнем лесу», «Веселые старты», зимний кросс. Родители участвуют в клубных занятиях «Физкультура и спорт в детском саду», в «Малых Олимпийских играх», занятиях парной гимнастики и т.д.
Занятия парой гимнастикой – это любимая родителями форма организации оздоровительной работы. Многочисленные исследования показывают, что от атмосферы общения, складывающегося в семье, отношения взрослых к своим детям, зависит эмоциональное благополучие детей, их духовное и физическое здоровье. В занятиях принимают участие дети группы и взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки, старшие сестры или братья). Совместное выполнение упражнений взрослого с ребенком на занятиях парной гимнастики способствуют лучшему взаимопониманию, эмоциональной близости родителей с детьми. Приятно видеть вечером взрослых, спешащих в детский сад на занятия гимнастикой. А после занятий родители, дети и воспитатели с удовольствием общаются за чашкой чая.
Коллектив детского сада постоянно пропагандирует свой опыт на научных конференциях в педагогическом университете, на семинарах, совещаниях, конференциях. Гостями детского сада являются коллеги из разных мест региона. На базе нашего дошкольного учреждения постоянно проходят методические объединения, творческие отчеты, посвященные здоровому образу жизни с привлечением к обсуждению этой проблемы представителей отдела образования, медицинских работников, психологов. Ежегодно один из педсоветов посвящается вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, предшествуют педсовету недели творчества.
Система здоровьесбережения, сложившаяся в ДОУ, способствует повышению качества работы над проблемой сохранения и укрепления здоровья дошкольников и сотрудников учреждения.
Такая система работы помогает стабилизировать заболеваемость детей в детском саду, и за последние три года нами отмечены стабилизация и снижение заболеваемости наших воспитанников.