Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие способностей старших дошкольников в различных видах деятельности

Дата публикации: 2019-12-12 14:17:00
Статью разместил(а):
Легомина Наталья Викторовна

Развитие способностей старших дошкольников в различных видах деятельности

Developing the abilities of older preschoolers in various activities

 

Авторы:

Легомина Наталья Викторовна 

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Новый Уренгой, Россия.

E-mail: zarinamar89mail.ru

Legomina Natalia Viktorovna

Kindergarten "Ivushka ", Novy Urengoy, Russia.

E-mail: zarinamar89mail.ru

Зубачёва Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Новый Уренгой, Россия.

E-mail: zubacheva62@mail.ru 

Zubacheva Elena Ivanovna

Kindergarten "Ivushka ", Novy Urengoy, Russia.

E-mail: zubacheva62@mail.ru 

Андрощук Алина Ивановна

МБДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Новый Уренгой, Россия.

E-mail: zarinamar89mail.ru

Androschuk Alina Ivanovna

Kindergarten "Ivushka ", Novy Urengoy, Russia.

E-mail: zarinamar89mail.ru

 

Аннотация. В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему предъявляются как субъекту образовательного процесса, что в свою очередь вызывает недоразвитие способностей у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому сегодня ведется активный поиск способов развития способностей через различные виды детской деятельности. При этом в соответствии с федеральными государственными требованиями необходимо использовать возможности разных образовательных областей, таких как «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация» и т. д. Введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность разными современными технологиями. Опыт оздоровительной и коррекционной деятельности в саду компенсирующего вида доказал эффективность использования нетрадиционных форм работы.

Abstract: In modern conditions of development of our society there is a high rate of mental, personal and physical development of the child's personality, thus he does not have time to meet the requirements that are imposed on him as a subject of the educational process, which in turn causes underdevelopment of abilities in children of senior preschool age. Therefore, today there is an active search for ways to develop abilities through various types of children's activities. At the same time, in accordance with Federal state requirements, it is necessary to use the opportunities of different educational areas, such as "Health", "Safety", "Cognition", "Socialization", etc.the Introduction of new forms of health improvement, upbringing and education of children makes it possible to coordinate their cognitive, speech and motor activity with different modern technologies. The experience of recreational and correctional activities in the garden of compensating type has proved the effectiveness of using non-traditional forms of work.

Ключевые слова: способности, дошкольники,  оздоровление, нетрадиционные формы работы.

Keywords: abilities, preschoolers, health improvement, non-traditional forms of work.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Ребенку от рождения присуща потребность двигаться. В беге, плавании, прыжках он удовлетворяет естественную потребность в движении, хотя и не осознает значения этой деятельности. Но в настоящее время многие дети испытывают «двигательный дефицит», в результате чего у них отмечается задержка развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, силы.

Поэтому необходимо не упустить «золотое время», когда пластичность всех систем детского организма создает основу для благополучного развития физических качеств и двигательных навыков. Успешное решение задач сохранения и укрепления здоровья и физического развития невозможно без формирования представлений о культуре здорового образа жизни, накопления двигательного опыта и формирования у детей потребности в движении, устной речи, взаимодействия с детьми и взрослыми.

При этом в соответствии с федеральными государственными требованиями необходимо использовать возможности разных образовательных областей, таких как «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация» и т. д. Введение новых форм оздоровления, воспитания и образования детей дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность разными современными технологиями. Опыт оздоровительной и коррекционной деятельности в саду компенсирующего вида доказал эффективность использования нетрадиционных форм работы. Например, речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов для детей с нарушением речи. Использование такой гимнастики как основы для двигательной активности, познавательной деятельности и развития речи развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, координировать свои действия.

Суть речедвигательной гимнастики состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка: движение, музыка, слово. Движения включают общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Музыка доступна восприятию упражнения и способствует воспроизведению с помощью движений. Слово включает стихотворную форму сюжета, звуковую культуру речи. Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка. Занятия по речедвигательной гимнастике проходят один раз в неделю. Гимнастика состоит из трех комплексов: «Ножки» – для детей четырех лет, «Словечко» – пяти лет, «Волна» – шести лет. Подбор музыки (ритмичность, темп) зависит от физических и возрастных особенностей группы детей, а также от темы комплекса. Обучение проходит в три этапа.

1. Разучивание слов, шагов и движений.

2. Танцевальные движения на степах под музыку.

3. Работа над синхронностью выполнения движений.

После занятий на степах обязательно проводится игра. Дети с удовольствием занимаются, у них появляются заинтересованность и потребность в занятиях, сокращается время двигательной реакции, увеличивается скорость однократных и частота повторяющихся движений, повышается качество звукопризношения и проговаривания слов, улучшаются показатели состояния здоровья в целом. После освоения комплекса проводятся показательные выступления на праздниках, Дне здоровья, Дне открытых дверей, гостевых встречах.

Акробатическая гимнастика.

Решение этой задачи реализует через акробатические упражнения. Дети с раннего возраста в свободной деятельности могут легко и свободно манипулировать своим телом. За счет природной гибкости позвоночника, растяжки мышц они могут переходить из одной гимнастической позы в другую. Акробатические упражнения разносторонне воздействуют на организм, например, при выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов. Обучение детей владению своим телом начинается с подражательных упражнений, так как это самая доступная форма для восприятия. В результате использования акробатических упражнений у детей развиваются двигательная память, творческое мышление, быстрота реакции, ориентировка в движениях и пространстве, внимание, фантазия.

Самое главное – у детей развивается «координация движений». Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Развитие координационных способностей оказывает влияние и на умственные способности. Дети достигают хороших результатов, реализуя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, способности. По окончании детского сада дети занимаются в цирковой студии.

Хатха – йога – это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью физических упражнений, релаксации и дыхательных процессов. При выполнении упражнений согласовываются ритмы вдоха и выдоха. Это позволяет снабжать клетки головного мозга кислородом и оказывает благоприятное влияниена весь организм. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна для любого возраста. Но начинать работу лучше всего с детьми пяти лет, поскольку они уже сознательно относятся к выполнению упражнений, легко координируют дыхание с вхождением в позу и удержанием ее. Большинство упражнений естественны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Знакомые образы кошки, черепахи, дерева, цветка и т. п. помогают представить позу, развивают фантазию. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнение и легче его осваивают. В начале освоения элементов дети дышат произвольно. Усвоив последовательность движений, они начинают контролировать дыхание. Дыхание должно быть спокойным и ровным. После выполнения упражнений необходимо расслабить мышцы. Упражнения на релаксацию способствуют быстрому восстановлению истраченной энергии, снимают напряжение, как общего характера, так и в области спины. Выполнение йоговских упражнений не требует никаких снарядов и приспособлений.

Систематически занимаясь йогой, дети освобождаются от зажатости, страха влиять на свое тело, у них нормализуется дыхание, они меньше болеют, накапливают знания, умения и навыки, испытывают радость. Они становятся гибкими, выносливыми, внимательными, появляется уверенность в своих силах. Йоги считают, что, сохраняя гибкость и силу позвоночного столба, мы сохраняем здоровье всего организма. Занятия йогой становятся жизненно необходимой потребностью с детского возраста, сознательной потребностью в обогащении опыта и развитии моторной сферы. Все названные формы работы реализуются с обязательным использованием возможностей игровой деятельности.

Игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подбираются игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами, имитационные игры, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, улучшающие качество звукопроговаривания и стимулирующие развитие физических и интеллектуальных способностей. С помощью образных движений дети передают характеры героев, вместе радуются, веселятся и страдают. Благодаря интеграции движения и сюжета у детей накапливается механический запас знаний, умений и навыков. Двигательная активность позволяет испытывать радость от физических упражнений, трансформировать их, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, побуждает оказывать поддержку и помощь, развивает чувства товарищества, коммуникативности. Поэтому целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают детям возможность овладеть наиболее рациональными способами выполнения движения в оптимальных условиях, культурно-гигиеническими навыками, средствами общения.

Физическое развитие – это сложный взаимосвязанный процесс, включающий в себя все виды образовательных направлений и областей. Главное – необходимо выбирать наиболее оптимальные, рациональные, доступные для ребенка средства, чтобы не навредить его здоровью и научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. При реализации нетрадиционных форм немаловажным является соблюдение принципов личностно ориентированной педагогики. При этом происходят:

– активизация внутренней мотивации детей;

– учет данных мониторинговой (динамической) диагностики;

– сочетание идеи о единстве физического и духовного развития;

– учет природы ребенка (дети проявляют двигательную активность в различных эмоционально-образных формах);

– развитие их инициативы, индивидуальности через самостоятельный выбор и участие в разных видах деятельности.

 

Список литературы:

1. Способности детей и подростков: учеб. пособие /под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.

2. Амелина А.Н. Арт - терапия в психотерапевтической работе /А.Н. Амелина . – М.: Смарт, 2006.-289 с.  

3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004. -144 с.

4. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением /М.Е. Буко.- М.: Педагогика, 1989. – 225 с.

5. Грегг М.Ф. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - СПб.: Европейский Дом, 2000.-226 с.

6. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

7. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978. – 127 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN