Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Детский сад и семья: новые грани взаимодействия

Дата публикации: 2019-12-11 18:19:24
Статью разместил(а):
Кудрячева Эльвира Ришатовна

Детский сад и семья: новые грани взаимодействия

Kindergarten and family: new facets of interaction

 

Авторы:

Кудрячева Эльвира Ришатовна

МБДОУ "Детский сад 27", г. Уфа, Россия.

E-mail: kudryachev1985@mail.ru

Kudryashova Elvira Rishatovna

Kindergarten 27, Oufa Russia.

E-mail: kudryachev1985@mail.ru

Гайсина Эльза Рафисовна

МБДОУ "Детский сад 27", г. Уфа, Россия.

E-mail: elzagaisina78@mail.ru

Gaysina Elza Rafisovna

Kindergarten 27, Oufa Russia.

E-mail: elzagaisina78@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрываются новые грани взаимодействия детского сада и семьи. В последнее время проблема взаимодействия ДОУ и семьи включена в самую актуальную категорию. Современная модифицированная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие образовательные возможности) заставляет нас искать новые формы взаимодействия. Родители должны помнить, что детский сад - всего лишь помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны передавать всю ответственность педагогам и уходить от воспитательно-образовательного процесса.

Abstract: The article reveals new facets of interaction between kindergarten and family. Recently, the problem of interaction between DOE and family is included in the most relevant category. The modern modified family (financial and social stratification, abundance of the latest information technologies, wider educational opportunities) forces us to look for new forms of interaction. Parents should remember that kindergarten is only an assistant in the upbringing of the child, and therefore they should not transfer all responsibility to teachers and leave the educational process.

Ключевые слова: семья, детский сад, взаимодействие, воспитательно-образовательный процесс.

Keywords: family, kindergarten, and interaction, the educational process.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольное образование играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственные занятия. Однако то, насколько эффективно ребенок овладевает этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

«Роль семьи в обществе несравнима по своей силе без других социальных институтов, поскольку именно в семье формируется и развивается личность ребенка, и он овладевает социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Ребенок чувствует связь со своей семьей на протяжении всей жизни, ведь именно в ней заложены основы человеческой морали, сформированы нормы поведения, раскрыты внутренний мир и индивидуальные качества личности» [1, с. 23].

Важность семейного воспитания в развитии детей определяет важность взаимодействия семьи и детского сада. Однако на это влияет ряд факторов, в основном то, что родители и педагоги ожидают друг от друга. Хотя в последнее время были выявлены многообещающие новые формы сотрудничества, предполагающие активное участие родителей в педагогическом процессе детского сада, работа с родителями обычно осуществляется только в одной из областей педагогической пропаганды, в которой семья является только объектом влияния. В результате обратная связь с семьей не установлена, а возможности семейного образования используются не в полной мере.

Семейные и дошкольные образовательные учреждения лежат в основе нашего будущего, но зачастую они не всегда обладают достаточным взаимопониманием, тактом и терпением, чтобы слышать и понимать друг друга.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования, подробно изучаются идеи родителей и учителей, их влияние на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогут повысить эффективность этих взаимодействий.

Сегодняшняя семья испытывает огромные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми настолько возросло, что стало настоящей национальной проблемой. Действительно, не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогических знаний, необходимых для воспитания ребенка. Поэтому основные усилия всего педагогического персонала дошкольных учреждений должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- создание позитивных отношений в семье;

- совершенствование педагогической культуры родителей посредством их активного воспитания;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе».

Вопрос поиска и реализации новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является одним из наиболее актуальных на сегодняшний день [3, с. 83].

Чтобы должным образом обучить ребенка, он должен оказывать одинаковое образовательное воздействие на него для всех взрослых, принимая во внимание возраст ребенка и его индивидуальные особенности, понимание того, что ему необходимо знать и уметь делать в этом возрасте, и т. д. Они часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности.

Задача воспитателей дошкольных учреждений - помочь родителям воспитывать детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания для ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и его прав человека. Но независимо от того, насколько серьезно принимаются во внимание формы воспитания детей в детских садах, независимо от того, насколько высока квалификация работников дошкольных учреждений, этого невозможно достичь без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Полное гармоничное развитие личности ребенка требует единства, согласованности всей системы воспитательных воздействий взрослых на ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основным компонентом работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи педагогической работы по пропаганде педагогических знаний среди родителей могут быть следующие:

1. Изучить специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

2. Выделить формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей, чтобы вызвать интерес к обсуждаемому материалу и желание активно участвовать в обсуждении предложенного им материала.

3. Разработать систему форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении.

Взаимодействие между ДОУ и семьей является циклическим двусторонним процессом, который происходит по спирали. Переход от ограничительного к продуктивному взаимодействию (от низкого до высокого уровня спирали) в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая часть активна и ответственна на всех фазах цикла: с момента, когда ребенок войти в детский сад и до его степени [3, с. 85].

Сотрудничество с родителями - это общение «равный-равному», в котором никто не имеет права указывать, контролировать, оценивать.

Невозможно перейти к новым формам взаимоотношений между родителями и педагогами в закрытом учреждении: оно должно стать открытой системой.

Чтобы детский сад стал реальной, необъявленной открытой системой, родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у ребенка «хороший внешний вид»: увидеть в развитии его личности, в первую очередь, положительные черты, создать условия для его проявления, закрепления, привлечь к ним внимание родителей. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к опыту педагога, знаниях, компетентности в вопросах образования, но, самое главное, доверии к нему из-за его личных качеств (привязанность, внимание к людям, доброта, чувствительность) [2, с. 61].

В общении родителей с педагогами можно отметить следующие функции:

- разные родители обращаются к педагогам в разных степенях; в результате некоторые из них общаются с педагогами почти каждый день, в то время как другие практически не общаются, и этот факт часто недоступен персоналу;

- родителей в первую очередь интересует, что и как ест ребенок, реже - его успеваемость в группе; в то же время важные вопросы индивидуального развития ребенка, способы формирования его личности часто не обсуждаются;

- воспитатели часто обращаются к родителям за негативным поведением детей, а не замечают успех, что подсознательно формирует негативное отношение родителей к общению с педагогом в целом, поскольку каждый из них связан с неприятной ситуацией;

- педагоги просят родителей вмешаться в образовательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций о том, как достичь желаемого результата совместными усилиями. В то же время родители часто демонстрируют агрессивную - по отношению к педагогу или своему ребенку - реакцию, что указывает на то, что они не знают, как повлиять на его поведение;

- значительное время тратится на общение педагогов с родителями на абстрактные темы;

- педагоги и стиль общения с родителями не всегда являются правильным выбором. Часто традиция общения друг с другом установлена по имени, ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуацию в детском саду не соблюдаются. В конечном счете, это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить работу команды и заботу, которую он проявляет к ребенку. [5, с. 35].

Чтобы избежать таких ошибок, необходима систематическая работа методиста с педагогами. Он направлен на решение следующих задач:

- сбалансировать частоту общения между педагогами и родителями всех детей в группе;

- планировать содержание общения с каждой семьей, ее цели и ожидаемые результаты;

- ежедневно предоставлять родителям информацию о жизни детей в детском саду, а также передавать позитивную информацию о каждом ребенке каждому из родителей;

- повышение осведомленности и психологической культуры общения между педагогами и родителями;

- работать над созданием стиля общения с родителями только по темам, связанным с развитием и здоровьем детей;

- убедитесь, что права детей защищены в детском саду.

Стиль взаимодействия с родителями детей развивается постепенно, но, определившись в его основных чертах, становится традицией детского сада.

Участие семьи в вопитательном процессе помогает улучшить качество образования детей, поскольку родители больше знают о способностях своих детей и заинтересованы в их развитии. Работа с родителями имеет особое значение и становится актуальной, и необходимо постоянно взаимодействовать с родителями. Будучи посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, педагог должен влиять на формирование образовательных, гуманистических, духовно-нравственных отношений между детьми и взрослыми. Будьте первым помощником по семейному воспитанию.

 

Список литературы:

1. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23–31.

2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст]: практ. пособие / С.В. Глебова. – Воронеж: Учитель, 2005. – 111 с.

3. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: учебник / О.Л. Зверева. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

4. Зеленцова С.А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] / С.А. Зеленцова, И.И. Заздравных // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 82-84.

5. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество  [Текст]/ Н.А. Петрущенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №9. – С. 35.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN