Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

Дата публикации: 2019-12-11 13:07:57
Статью разместил(а):
Вечкилева Людмила Петровна

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

Forms and methods of interaction between kindergarten and family

 

Автор: Вечкилева Людмила Петровна

МБДОУ «Ручеёк» г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия.

e-mail: bernik-28@mail.ru

Vechkileva Lyudmila Petrovna

Kindergarten Rucheek, YANAO, Noyabrsk, Russia 

e-mail: bernik-28@mail.ru

 

Аннотация: Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9). И перед сотрудниками ДОУ стоит не праздный вопрос: Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса.

Abstract: Interaction of preschool institutions with parents in accordance with the current requirements of the Federal state educational standard of preschool education (FSES) – as one of the most important aspects of interaction between the family and the institution, since the quality of education and development of preschoolers depends on the active position of the parent community (FSES to part I p. 1.6 p. 9). And before employees of DOE there is not an idle question: How to kindle interest of parents and to make them active participants of educational process.

Ключевые слова: ФГОС, качество образования и развития дошкольников, взаимодействие педагогов и  родителей.

Keywords: GEF, quality of education and development of preschool children, interaction of teachers and parents.

Тематическая рубрика: дошкольное образование 

 

Цель статьи - ознакомление педагогов с методами работы по  вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада.

Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

В настоящее время ФГОС ДО ставит перед педагогами четкую задачу - обеспечить включенность родителей в образовательный процесс в ДОУ. Задача воспитателя грамотно и компетентно наладить работу по взаимодействию ДОУ и родителями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. 

Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка. 

Для того чтобы спланировать  работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.

Чтобы определить приоритетные направления своей работы с родителями, была проведена и проанализирована работа с семьёй. Методы сбора информации были весьма разнообразными: опросы, беседы с родителями, наблюдения за детьми, педагогическая диагностика. 

Большинство детей (около 80%) воспитываются в полных семьях - это в основном семьи с одним ребёнком (60%) или двумя детьми (40%). Около 80% родителей имеют высшее образование. Неработающих мам 20%, работающие мамы возвращаются домой обычно в 18-19часов, большинство пап задерживается на работе до 19 часов. У половины детей группы есть бабушки и дедушки, с которыми они часто общаются. Ещё одна немаловажная статистика: многих детей привозят в детский сад на общественном или личном транспорте, т.е. дорога в среднем занимает около получаса. 

Наши опросы подтвердили, что просмотр телевизионных передач по вечерам и в выходные дни собирает вместе большинство семей. Все дети без исключения (100%) любят смотреть мультфильмы, но родители не всегда контролируют их качество, художественную ценность. Значительно меньшее число(16%) смотрят телепередачи, за исключением традиционной «Спокойной ночи, малыши!» (около 80%). Вместе с родителями дети смотрят фильмы и спортивные программы; популярностью при совместном просмотре пользуются передачи о животных (87%) семей. 

Во многих семьях есть библиотека, но лишь 40 % семей назвали чтение книг общим с детьми интересом. На вопрос: «Почему не читаете книги ребёнку?» - можно было услышать: «Бабушек, дедушек нет, некому читать!», «Много работаем», «Нет времени» и т.п. 

В качестве любимого занятия в семье выступает компьютер. Об интересе к современным играм с детьми говорит примерно одна треть родителей. Интерес к традиционным детским занятиям, например, рисованию, проявляет в среднем 31% родителей, к совместным прогулкам 37%. Родители не вовлекают детей в посильную совместную деятельность по дому; предпочитая всё делать сами так, участвуют в наведении порядка дома около 27% детей. 

Проведённый анализ показал, что взаимодействие детского сада с семьёй - это долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели. 

Традиционные просветительские формы взаимодействия детского сада и семьи:   собрания, лекции, консультации - не всегда привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, культурные и информационные возможности, обеспечивающие взрослым побудительные мотивы к участию в совместной с детьми деятельности. 

Чтобы заинтересовать родителей жизнью детей в ДОУ, вопросами их развития был предложен и введён проект по созданию развивающих игр - самоделок. На начальном этапе нам, педагогам самим приходилось придумывать и делать игры на глазах у детей, а также в совместной деятельности с ними. 

Оригинальные творческие идеи воспитателя, создаваемые интересные, востребованные игры, это всё имело уникальный, развивающий эффект. В группе появились такие игры как «Танграм», «Сложи узор», «Лабиринты», «Поиск девятого», «Собери бусы» и т.д. 

В группе появилась действующая выставка игр, их можно было брать домой. После этого пригласили семьи принять участие в создании собственных игр. Совместными усилиями с родителями был пополнен уголок занимательной игротеки. Обновление игротеки происходит благодаря установленной традиции - «Игра в гости к нам». Каждый четверг, в день, когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру и помещает её в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую неделю, игра гостит в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в неё, после чего возвращается владельцу. Каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года им возможность значительно расширять свой игровой опыт. Сменяемость игр разнообразит игротеку, постоянно поддерживается интерес к ней. Один раз в неделю в вечернее время проводится «день открытых дверей в игротеке», на который приглашается два - три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. 

Игротека может выходить и за пределы детского сада. Этому способствует ещё одна традиция - «Игра напрокат» Дети в пятницу берут из детского сада домой по одной игре из игротеки, а в понедельник возвращают её. В выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой материал. Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребёнка поиграть с родными в семье. Ребёнок, во время объяснения им правила игры, не только совершенствует объяснительную речь, но и лучше начинает осознавать, например, математические понятия. Фактически во время игры с «домашним партнёром» закрепляются знания и умения ребёнка, налаживается непринуждённое общение с родителями или другими близкими. 

Многие родители отмечали: проект дал понять - надо играть чаще с детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развивает фантазию,творчество, интеллект, помогает содержательно проводить свободное время. 

Для того чтобы привлечь родителей к совместному с детьми чтению книг пошли проверенным путём. Совместно с родителями создали библиотеку в группе, обновляя книжный фонд группы ежемесячно для совместного чтения с детьми в группе. Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» научила детей не только выдавать книги домой, но и воспитывала у них любовь и бережное отношение к книге. 

Великий русский педагог К.Д.Ушинский считал, что кроме развивающего значения собственного чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством для сближения с детьми. Он писал: «Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки». Некоторые родители открыли для себя художественную литературу, равно интересную и взрослым, и детям например, лирические миниатюры с яркими событиями, которые происходят с людьми малыми и старыми, со зверями и птицами, с разными обитателями малых уголков земли, где и сосредоточен образ Родины в рассказах Ю.Коваля. 

Таким образом, в результате взаимодействия с родителями расширило возможности образовательного процесса.

 

Литература:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94.  

2. Антонова, Т. А., Волкова, Е. В., Мишина, Н. А. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6 – С. 34-36.

3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2015. – 186 с.

4. Головина, Б. А. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей [Текст] / под ред. Б. А. Головина. — М.: «Издательские решения», 2015. – 255 с.

5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

6. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с

7. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]  / Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. – 2015 – 204 с.

8. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN