Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль музея в приобщении дошкольников к культурным традициям

Дата публикации: 2019-12-03 17:52:07
Статью разместил(а):
Минигареева Инзиля Фаниловна

Роль музея в приобщении дошкольников к культурным традициям

The role of the museum in introducing preschool children to cultural traditions

 

Авторы:

Минигареева Инзиля Фаниловна

МБДОУ "Детский сад № 27", г. Уфа, Россия.

e-mail: minigareevai@mail.ru

Minigareeva Inzilya Fanilovna

Kindergarten № 27, Ufa, Russia. 

e-mail: minigareevai@mail.ru

Фазлетдинова Алсу Радиковна

МБДОУ "Детский сад № 27", г. Уфа, Россия.

Fazletdinova Alsu Radikovna

e-mail: di.razi@mail.ru

Kindergarten № 27, Ufa, Russia.

e-mail: di.razi@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования патриотического воспитания у детей средствами приобщения детей к татарской народной культуре, обычаям и традициям. Эффективное сотрудничество педагогов и родителей, привлечение их к участию в разных видах совместной деятельности.

Abstract: The article discusses the formation of patriotic education in children by means of introducing children to the Tatar folk culture, customs and traditions. Effective cooperation of teachers and parents, attracting them to participate in various types of joint activities.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, этнографический музей «Хазина».

Keywords: museum, museum pedagogy, ethnographic museum "Khazina". 

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.»

С. Михалков

В наши дни все более актуальным становится задача сохранения народных культурных традиций. Развивать понимание детей о ценности народного  культурного наследия, воспитывать интерес к нему очень важно с дошкольного возраста.  Данное направление воспитательной работы является одним из важнейшим в нашем детском саду. Реализовывать его нам помогает музейная педагогика.

Что же означает слово «музей»? Музей - это «учреждение, которое занимается собиранием, изучением, исследованием, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». [5, с. 58]

Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже 19-20 веков. С этого периода музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная работа. Также важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.[4, с. 45]

В нашей стране понятие «музейная педагогика» было введено с начала 1980 гг. И постепенно приобретало все большее распространение. Приобщение к музеям подрастающего поколения, творческого развития личности является ведущей целью музейной педагогики.

Музейная педагогика способствует формированию у дошкольников логического и творческого мышления, развитию интереса к истории и культуре своего народа, помогает знакомить с его историей, традициями, обычаями. Вначале у ребенка возникает интерес к тем или иным экспонатам музея, в дальнейшем переходящий в любовь и уважение к своей национальной культуре, Родине.

C 2013 года в нашем детском саду действует этнографический музей «Хазина». В создании музея принимали участие все: педагоги, родители, дети. Работа начиналась с целеполагания, разработки модели музея и, конечно же, поиске будущих экспонатов. Проводились опросы и анкетирования родителей на темы: «Нужна ли детям музейная педагогика?», «Что вы можете рассказать детям о музеях?», «Какие музеи любят посещать ваши дети?».

В своей работе мы руководствуемся ключевыми принципами музейной педагогики:

1) Наглядность;

2) Доступность;

3) Содержательность;

4) Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей;

5) Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе);

6) Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей);

7) Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

8) Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражение полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй);

9) Подвижность структуры занятий – экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление – применение.

Посещение музея становится для ребят веселым, незабываемым событием, которое полно ярких впечатлений. На данном этапе очень важно заинтересовать детей, пробудить мотивацию к дальнейшему познанию. Знакомство дошкольников с музейными экспонатами способствует их культурному развитию, формированию творческой личности. Внешний мир – мир событий и явлений и внутренний – личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и изменениями окружающей среды формируется именно в музейной среде. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, также они событийны и позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В музее малыши учатся бдительности, размышлению, а также у них формируется наблюдательность и внимательность. Дошкольник, приходя в музей за «красотой», обретает культурные навыки. Именно здесь он видит предметы, которые до этого не встречал, получает о них определенные знания. Безусловно, это развивает  круг интересов детей, расширяет его представления об окружающем мире, дает возможность больше узнать о своем народе, культуре, обычаях и традициях. Приходя в музей, ребенок не только наблюдает, но и получает возможность брать в руки экспонаты, рассматривать и анализировать их.

Работа с детьми подразумевает не только качество и количество получаемой информации в ходе знакомства с экспонатами, но и значимость того, чтобы добиться у детей ответной реакции: пробуждения творческой активности. В этой связи необходимо продумывать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами музея. Это могут быть различные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Практическая деятельность самих дошкольников помогает активизировать интерес к народным культурным традициям. Например: поиск и сбор материалов для музея вместе с родителями.

В этнографическом музее «Хазина» представлены различные экспонаты. В музее были выставлены самотканые полотенца с ручной вышивкой, деревянная и глиняная посуда, чугун с ухватом, ступка, утюги, самовар, прялка и многое другое.

Среди экспонатов выставлены личные вещи солдат и офицеров, а также прославленных героев, награды, знамена (в том числе Знамя Победы в Великой Отечественной войне), обмундирование и снаряжение солдат, фотографии.

В зале музея можно ознакомиться с фотографиями и документами о первых испытаниях летательных средств.

Музей – это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Мы убеждены в том, что музей влияет на развитие детей, способствует более яркому и осознанному восприятию мира, побуждает к новым знаниям и открытиям и, конечно же, прививает любовь к родному краю, учит бережно относится к культурному наследию своей малой Родины и Отечества.

 

Использованная литература:

1. Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного воспитания // Образование и воспитание. – 2018 г. - № 3. с. 9-11.

2. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта работы / Под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.

3. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание  средствами музейной педагогики / Н.Р. Васильченко – Дошкольная педагогика, № 5, 2009.

4. Чумакова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2007, № 10, с. 44-50.

5. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN