Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Организация предметно-развивающей среды в поликультурном воспитании

Дата публикации: 2019-11-17 20:37:58
Статью разместил(а):
Львова Лариса Петровна

Организация предметно-развивающей среды в поликультурном воспитании

Organization of the subject-developing environment in multicultural education

 

Автор: Львова Лариса Петровна

МАДОУ «Детский сад № 19», г. Стерлитамак, республика Башкортостан, Россия.

e-mail: larisa.lvova1970@mail.ru

Lvov Larisa Petrovna

Kindergarten No. 19, Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia.

e-mail: larisa.lvova1970@mail.ru

 

Аннотация: Правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач поликультурного образования детей.

Abstract: A properly organized educational environment of a preschool institution is able to solve a number of problems of multicultural education of children.

Ключевые слова: поликультурная, воспитание, дети.

Keywords: multicultural, education, children.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Организованная образовательная деятельность образовательной среды, в учете преобладающих способов восприятия окружающих каждым ребенком и акцент на толерантное, диалогическое общение. Интересна в этом  отношении  модель организации  этнокультурного образовательного  пространства,  предлагаемая  В.В.  Аммосовой,  Д.Г. Ефимовой.

Авторы отмечают, что дошкольное учреждение с этнокультурной направленностью переживает  процесс  интенсивного  реформирования,  где  необходимым  условием повышения  качества  дошкольного  образования  является  создание  этнокультурного образовательного пространства.

В  свою  очередь  задачи  поликультурного  образования  могут  решаться следующими средствами организации образовательного пространства ДОУ: 

  1. Организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, где поликультурный, этнокультурный подходы являются основными в оформлении интерьера и экстерьера. Это выбор естественных материалов, цвета, орнаментальных мотивов каждого народа в сочетании с современными тенденциями дизайна детских учреждений. Предметно-развивающая среда наполняется материалами этнического содержания: народные игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

В целях поликультурного образования дошкольников можно оформлять различные тематические уголки: уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия - Родина моя», «Башкортостан - мой родной край», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями. 

  1. Наполнение образовательного пространства игрушками, куклами этнокультурного и поликультурного содержания. Для обогащения образовательного пространства народными игрушками в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные выставки, смотры, конкурсы рукотворных игр и игрушек.

Наиболее активному распространению игровых народных кукол для детей дошкольного возраста может способствовать создание коллекции кукольных народных костюмов, костюмов (или кукол) персонажей различных народных произведений. 

  1. Организация специфичного взаимодействия взрослых и детей в условиях поликультурного образования дошкольников. Здесь рассматриваются такие основные положения организации совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком, как:

- речевая направленность совместной деятельности;

- смена видов деятельности детей;

- отбор сказок полиэтнического содержания.

Так, подбор сказок лучше осуществлять в соответствии народному календарю, и с учетом возрастных особенностей детей. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете. Для эмоционального восприятия к каждой сказке в соответствии с сюжетом подбираются музыкальные произведения.

Закладывать у детей основы поликультурного образования позволяют дидактические игры. Например: «Из какой сказки герой», «Одень куклу в национальный костюм», «Народные промыслы», «Национальные жилища», «Путешествие по сказкам» и др.; народные игры; игры-драматизации по произведениям народных писателей, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений. Формой погружения в культуру народа, этноса является организация тематических недель, таких как «Народы Урала (Зауралья)», «Мы путешественники», «Народы Башкортостана». Они дают возможность знакомства с народами, традициями, местных народов, трудом, бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства, старины. Во время проведения тематической недели «Моя семья» можно знакомить детей с семейными традициями, праздниками, а также правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.

На каждом возрастном этапе решаются разные задачи развития. В одних случаях целесообразно взрослому включаться в образовательные ситуации, например, при проведении коммуникативной деятельности (бесед, ситуативных разговоров по прочитанным сказкам разных народов, обрядовым праздникам, играм), рассматривание картин народных художников, отгадывание и составление загадок по теме и пр.

В других случаях создается специальная среда и ситуации для познавательной активности ребенка, организуется его познавательно-исследовательскую деятельность. Так, через проведение совместной деятельности при решении проблемной ситуации («Что будет, если... поменять народные костюмы» т.д.), экспериментирования («Почему в меховой одежде зимой тепло?»), создание коллекций (открыток, посуды, кукол, книг и пр.), в процессе организации проектной деятельности (реконструкция истории народа). 

Важным моментом в  освоении детьми  поликультурного  пространства  является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством края позволяет привить детям любовь к малой Родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. 

Таким  образом,  интенсивное  развитие  современного  поликультурного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды как пространственно-временной организации объективного мира, внешней по отношению к  субъекту,  но  оказывающей  влияние  на  его  состояние  и  развитие,  а  также обеспечивающей  разнообразные  возможности  для  всестороннего  личностного  совершенствования. Правильно организованная образовательная среда дошкольного учреждения способна решить ряд задач поликультурного образования детей.

 

Литература:

Аммосова, В. В., Игра и игрушки в этнокультурном образовательном пространстве дошкольных учреждений / В.В. Аммосова, Д. Г. Ефимова // Социосфера.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN