Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дата публикации: 2019-09-07 16:41:14
Статью разместил(а):
Яресько Александра Андреевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Development of speech of primary school children through didactic play

 

Автор: Яресько Александра Андреевна

МДОУ "Д/с № 19 "Улыбка", г. Южноуральск, Челябинская область, Россия.

e-mail: vladok_evdokimov@mail.ru

Yaresko Alexandra Andreevna

Kindergarten № 19 "Ulybka", Yuzhnouralsk, Chelyabinsk regio, Russia.

e-mail: vladok_evdokimov@mail.ru 

 

Аннотация: Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Abstract: Speech development involves the possession of speech as a means of communication and culture; enrichment of vocabulary; development of coherent, grammatically correct dialogue and monologue speech; development of verbal creativity; the development of the sound and intonation of speech, phonemic hearing.

Ключевые слова: Речь, игра, дидактические игры.

Keywords: Speech, game, didactic games.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями».  

Применительно к образовательной деятельности в ДОО, как отмечает В.Н. Аванесова, дидактические игры – это «игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети»

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы.

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. «Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели». В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры»  

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия и правила  

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровое действие – это, по определению Д.Б. Эльконина, «проявление активности детей в игровых целях». В.Н. Аванесова пишет: «Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения»

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:

1) игры с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные,

3) словесные игры.

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи младших дошкольников включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр –  пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Мониторинг по речевому развитию показал положительную динамику в развитии всех сторон речи детей 3-4 лет (произносительной, лексической, грамматической, связной речи). Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие речи детей.

 

Список литературы:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку   дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.

3. Акимова, Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 192с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.

5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение РФФСР, 1987.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.

8. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.

9. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 1993.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN