Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Активизация познавательной деятельности дошкольников в области формирования математических представлений

Дата публикации: 2019-08-25 17:53:09
Статью разместил(а):
Тихоненко Юлия Владимировна

Активизация познавательной деятельности дошкольников в области формирования математических представлений посредствам использования ИКТ

Activization of cognitive activity of preschoolers in the field of the formation of mathematical representations through the use of ICT

 

Автор: Тихоненко Юлия Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 97», г. Дзержинск, Нижегородская область, Россия.

e-mail: happy2302@bk.ru

Tikhonenko Julia Vladimirovna

Kindergarten 97, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod Region, Russia.

e-mail: happy2302@bk.ru 

 

Аннотация: В данной статье рассматривается образовательная область «Познавательное развитие» а именно ФЭМП. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. ИКТ существенно повышают мотивацию дошкольников, активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному. 

Abstract: n this article we will consider the educational field "Cognitive development" namely FEMP. Under the mathematical development of preschoolers, as a rule, we understand the qualitative changes in the forms of cognitive activity of the child that occur as a result of the formation of elementary mathematical representations and the logical operations associated with them. ICT significantly increase the motivation of preschoolers, activate the cognitive activity of pupils and their speech skills; provide a clear, effective and dynamic flow of educational material and facilitate the transition from an explanatory - illustrated way of learning to an active one. 

Ключевые слова: ФГОС, ИКТ, математическое развитие.

Keywords: Federal State Educational Standards, Information and computer technology, mathematical development.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Их использование в дошкольном учреждении позволяет расширить творческие способности педагога и оказать положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Расширение запаса общих представлений, развитие воображения, мышления и мыслительных операций, логики, - в настоящее время не может проходить без использования современных технологий.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях реализации ФГОС ДОО и Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.

Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки. Это, по сути, пред математическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. А. А. Столяр под математическим развитием дошкольников понимает «сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций».  

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. 

Математика один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в ДОУ на сегодняшний день в рамках непосредственной образовательной деятельности у детей развивают и формируют элементарные математические представления и навыки. Следовательно, поиск оптимальных средств их развития остается одной из наиболее важных методических проблем дошкольной педагогики.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников изучали такие ученые как: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И.Непомнящая. Они отмечали высокую значимость формирования ЭМП именно в дошкольный период.

Без применения информационных технологий сегодня невозможно представить учебный процесс не только в школе, но и в ДОУ. Современные дети знакомятся с компьютером значительно раньше, чем начинают читать и писать. Возможность обучения детей младшего возраста с помощью компьютера показал еще в 1980 годы S. Papert.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Развитие всех составляющих чрезвычайно важно для дошкольника, как в образовательной деятельности, так и в быту. ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике.

Безусловно, ФЭМП у старших дошкольников - сложный процесс, на который оказывают влияние условия микро социальной среды, уровень квалификации педагогов, заинтересованность и вовлеченность родителей, индивидуально-типологические особенности детей, уровень интеллектуального развития, а также технологии, средствами которых и развиваются математические представления. Однако, стоит утверждать, что эффективность применения ИКТ в процессе ФЭМП у дошкольников будет только при условии продуманного и адекватного их применения.

 

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.

2. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л.Б. Баряева - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 479 с.

3. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. И. Палова, В. П. Новикова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 75 с.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.

6. Михайлова, З.А. Математическое развитие дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова - СПб.: ООО Детство-пресс, 2009. - 231с.

7. Ставцева, Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Ю.Г. Ставцева // Гаудеамус. 2015. №1 (25).

8. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у до школьников [Текст] / А. А. Столяр. – М.: Просвещение 2008. – 376 с.

9. Papert, S. Mindstorms. Children, Computers, and Powerful Ideas [Текст] / S. Papert. Basic Books, Inc., Publisher. - 1989. - 224 p.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN