Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Приобщение детей к народному творчеству и традициям русского народа

Дата публикации: 2019-07-14 18:52:33
Статью разместил(а):
Данилович Валерий Николаевич

Приобщение детей к народному творчеству и традициям русского народа

Accustoming children to folk art and traditions of the Russian people

 

Автор: Данилович Татьяна Геннадьевна

МБДОУ № 41 «Лесная сказка», г. Лесосибирск, Россия.

Email: walera-68@mail.ru

Danilovich Tatiana Gennadievna

Kindergarten № 41 «Lesnaya skazka», Lesosibirsk, Russia.

Email: walera-68@mail.ru 

Аннотация: Необходимо восстановить историю своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться культурным традициям других народов. 

Abstract: it is necessary to recover the history of his ancestors. It is the emphasis on knowledge of the history of its people, culture, will help in future with respect and interest apply to the cultural traditions of other peoples.

Ключевые слова: народное творчество, детский сад, история русского народа.

Keywords: folk art, kindergarten, history of the Russian people.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Видный русский собиратель фольклора прошлого столетия П.В. Киреевский писал: «Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства-беспамятность, что нет живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти.»

Русский народ, особенно молодежь, знает наше прошлое, основы нашей культуры, обычаи, традиции и пр. очень плохо, поверхностно. Ведь социум, в котором растут дети, представляет собой множественный сбор разных культур, традиций и обычаев.

Искусство и культура каждого народа самобытны и неповторимы. И все же они тесно переплетаются между собой. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил с высокой правдой и красотой в душе.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения и восхищения к родным людям, дому. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становлении личности патриота. Здесь формируются его корни, именно дома ребенок должен услышать нежную колыбельную песню, увидеть книжку с русскими народными сказками, поиграть с «полезной» игрушкой, поучаствовать в домашних делах.

К сожалению, современные родители часто очень заняты, и дети бывают предоставлены сами себе. Лучшей игрой и собеседником оказывается компьютер. Естественно, ребенок не всегда может услышать потешку, прибаутку или пестушку.  Да и многие родители бывает просто не знакомы с таким творчеством. Поэтому нам, воспитателям, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении. В игре или укладывании детей на дневной сон, спеть колыбельную, прочитать, а потом инсценировать сказку, рассказать предания своего народа, чтобы потом ребенок понял и полюбил классическую, мировую литературу, музыку, театр.

Одним из приоритетных направлений моей работы является приобщение детей к русской народной культуре, ее традициям, поэтому в своей профессиональной деятельности я решила обратиться к фольклору. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого.

Наблюдения показывают, что произносимые короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет Коза рогатая», «Поехали-поехали») вызывает эмоциональный контакт со взрослым, заклички – обращение к явлениям природы (к вызову дождя, к солнцу. ветру), считалки помогают быстро и без спора выбрать водящего, распределить роли и др.

Попевки, приговорки, потешки, загадки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащают его речь. Формируют отношение к окружающему миру, играют неоценимую роль во всестороннем развитии.

Язык развивается наглядным действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия связаны. Слово и вещь должны предлагаться одновременно.  

Обязательно в младших группах знакомлю детей с народной игрушкой (пирамидкой, матрешкой, каталкой, качалкам и др.), народными играми, хороводами. У нас стало традицией поздравлять именинника хороводной песней.

Приобщение малышей к творчеству русских умельцев я начинаю со средней группы. За время работы воспитателем в детском саду у меня накопился опыт работы с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у меня имеются пособия, составлены перспективные планы, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними.

Особенно интересны детям матрешки. В младшей группе детям очень нравиться собирать и разбирать забавную игрушку. А в старших группах знакомлю с историей ее возникновения, мастерах. Дети пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка.

Приобщая детей к народной культуре, рассматриваем иллюстрации, книги о русском быте, проводим дидактические и музыкально игры, беседуем. Разучиваем народные песни и танцы, организуем постановки сказок, литературных произведений, проводим экскурсии в музей (разработали совместно план проведения мероприятий), выставочный зал, организуем посиделки с родителями и для родителей. Родители принимают активное участие в изготовлении поделок, наглядных пособий. С детьми старших групп занимаюсь вышивкой и изготовлением простых народных кукол- оберегов (кукла-мотанка «Колокольчик»)

В группе с помощью родителей создан макет русской избы с полным ее наполнением (русская печь, лавки, половички, деревянный стол из прищепок со стульями, там же находятся самодельные куколки). создали картотеку народных игр, пословиц, поговорок. Собраны тематические альбомы, фотографии, подобраны видеоматериалы по теме.

Знакомясь с декоративно – прикладным искусством, участвуя в календарных праздниках, разыгрывая разные произведения детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Они углубленно знакомятся с жизнью и бытом русского народа. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров. Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Создала проект на формирование патриотических, нравственных, художественно-эстетических представлений детей по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры. Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, ведь без знания своих корней нельзя воспитать полноценного человека. Участниками проекта стали воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители.

Разработанный перспективный план рассчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

1. Знакомство с бытом русского народа;

2. Знакомство с русским народным творчеством;

3. Знакомство с русскими народными играми;

4. Знакомство с традициями;

5. Знакомство с праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту. Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

В Рождество мы разучиваем песенки — колядки, устраиваем забавы, рассказываем, что Святки — время для помощи слабым, больным людям и делаем подарки. Ходим колядовать в другую группу. В Масленицу поём заклички, перетягиваем канат, рядимся, устраиваем потехи, угощаемся блинами, сжигаем чучело Масленицы, играем в народные игры, водим хороводы, просим друг у друга прощения и т. д. Итоги праздников мы обсуждаем вместе с детьми.

Больше всех детям нравится работать со сказкой. Дети любят подражать героям, изображают хитрую лису, ласковую кошечку, трусливого зайца. Сравнивают свои поступки с поступками сказочных героев, тем самым развивая свои личные качества, речь. К работе со сказкой мы подключаем родителей, они с удовольствием помогают нам в создании костюмов, атрибутики.

Простота ритмического рисунка, обилие гласных звуков, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни легко запоминающимися. Дети с удовольствием разучивают и усваивают репертуар. На протяжении долгих лет помнят и любят полюбившиеся песни, игры, хороводы.

Если мы хотим, чтоб ребенок знал, что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что передавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.

Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наши дети знали свою культуру и гордились ею.

Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.

 

Литература:

  1. Рогозина Е.А. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3.  
  2. Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.  
  3. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание, 2004.  
  4. Флерина Е.А. «Эстетическое воспитание дошкольников» М.,2004г.  
  5. Журналы «Дошкольное воспитание». 
  6. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я» №4, 2010г. 
  7. Бударина Т.А, Маркеева О.А. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург, 2008г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN