Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Мотивационная сфера дошкольников

Дата публикации: 2019-06-28 16:44:18
Статью разместил(а):
Кулакова Наталия Александровна

Мотивационная сфера дошкольников

Motivational sphere of preschool children

 

Автор: Кулакова Наталия Александровна

Студентка магистратуры социально-педагогического института, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Россия.

e-mail: kulakovanatali1996@yandex.ru

Kulakova Natalia Aleksandrovna

A graduate student socio-pedagogical Institute, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia.

e-mail: kulakovanatali1996@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема мотивационной сферы дошкольников. Основные характеристики мотивационной сферы; какие мотивы влияют на дошкольников; структура мотивационной сферы; виды различных мотивов; мотивы общения; мотивы достижения успехов; мотив самоутверждения.

Annotation: In this article the problem of the motivational sphere of preschool children is considered. The main characteristics of the motivational sphere; what motives affect preschoolers; the structure of the motivational sphere; types of different motives; motives of communication; reasons for success; motive of self-assertion.

 

Ключевые слова: мотивация дошкольников, мотивационная сфера дошкольников.

Keywords: motivation of preschool children, motivational sphere of preschool children.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Основная характеристика мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов.

Все требования детей дошкольного раннего возраста всегда являлись одинаково сильные. Если разные желания возникали одновременно, значит дошкольник оказывался в почти недопустимых для него условиях выбора [10,c.254].

Мотивы ребёнка имеют различную силу и значимость. Ещё в младшем дошкольном возрасте ребёнок с лёгкостью может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Спустя некоторое время дошкольник уже может контролировать свои естественные побуждения, допустим абстрагироваться от не желаемых предметов. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые исполняют роль «ограничителей» [8,c.7].

Довольно мощная мотивация для ребёнка – это поощрение, вознаграждение. Менее слабая – наказание, ещё слабее – это личное обязательство дошкольника. Дожидаться от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных обещаний и просьб подкрепляет такие личностные черты, как ненадёжность и легкомысленность. Неэффективным является подавление определённых манипуляций ребенка дошкольного возраста, не усиленное иными сопутствующими пробуждениями, но как раз на запрет старших зачастую возлагают большие ожидания [15].

Структура мотивационной системы. В данный промежуток начинает образовываться индивидуальная мотивационная система дошкольников. Различные мотивы характерны ему, получают относительную стабильность.

Из числа мотивов, имеющих разную силу и важностью для ребёнка, акцентируются доминирующие мотивы – преобладающие в мотивационной иерархии [4,c.301].

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, например, можно определить мотивы, которые для него более характерны. Один ребёнок старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него – главное. Это – коллективист с альтруистической мотивацией. Другой, наоборот, постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всём быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Для третьего важно каждое «серьёзное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, – у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для таких детей имеет сильное значение не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством старших, получая указания и оценки. Некоторые увлечены делом совсем по-другому: некоторые погружаются в процесс рисования, а некоторых невозможно оторвать от конструкторов. У таких детей главенствующую роль играет содержание деятельности [11,c.51].

У ребёнка дошкольного возраста с вырабатывающейся иерархической системой преобладание ещё не вполне устоявшееся. Преобладание зависит от разных жизненных обстоятельств. Создание устойчивой мотивационной среды, начавшейся в этот период, будет формироваться в младшем школьном и подростковом возрастах [12,c.38].

Виды личностных мотивов. Жизнь дошкольника в отличие от школьника гораздо насыщеннее и многообразнее. Дошкольник входит в новые системы взаимоотношений, новые типы деятельности. Возникают, следовательно, и новые мотивы. Данные мотивы, которые связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, сопряженные с осваивающимися в данное время нравственными общепризнанными мерками [14].

Мотив достижения успехов. А как же на практике идет развитие мотивационных достижений успехов в раннем дошкольном возрасте?  Большинство детей, например, в раннем дошкольном возрасте выделяют свои успехи или неудачи, которые сопровождаются сопутствующими эмоциональными реакциями. Большее количество дошкольников просто выделяют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, следовательно, с положительными и отрицательными эмоциональными реакциями [6,c.256].

Удачи и неудачи, с которыми сталкивается ребенок дошкольного возраста, оказывают значительное влияние на мотивацию и результативность выполняемых ребёнком действий. Дети младшего дошкольного возраста не особо восприимчивы к данным условиям. Вплотную до трёх-четырёхлетнего периода дошкольники, возможно, ещё не готовы дать оценку результат собственной работы как успех или неудачу [1,c.16].

В среднем возрасте дошкольники уж переходит через неудачи и успехи. В случае если результат влияет положительно на работу ребёнка, в таком случае неудача – всегда отрицательно: она не побуждает продолжения работы и проявления упорства. Предположим, дошкольник старается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему получилось обозначить что в таком случае, слегка напоминающее цветок, и, довольный итогом, он с энтузиазмом начинает его клеить к картону. В случае если же здесь его постигнет неудача – клей в таком случае совершенно не капает, то бьёт фонтаном и всю бумагу покрывает клейкая лужа, – дошкольник всё бросает, не пытаясь ни исправлять, ни изменять заново работу [5,c.23].

В старшем дошкольном возрасте  успех становится главным стимулом, принято утверждать, что большинство дошкольников провоцирует к деятельности и не успех. Впоследствии провала они стремятся преодолеть возникшие проблемы, достичь необходимого результата и не собираются «сдаваться».

Мотивы общения. Старшие дошкольники приобретают последующее развитие мотивы общения, из-за которых впоследствии ребёнок устремляется усвоить и разнообразить контакты с окружающими людьми.

Общению в жизни дошкольника играет особую роль в развитии личности ребёнка. Зная историю и содержание межличностных контактов ребёнка в дошкольном возрасте, характер общения при включении ребёнка в различные виды совместной деятельности, мы можем многое понять в его становлении как личности [9,c.72].

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребёнка по-прежнему играет мать. Характер её общения с ребёнком определяет формирование у него тех или иных личностных качеств. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны матери и других взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребёнка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения.

В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремлённость, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие [3,c.12].

Мотив самоутверждения. Еще один из главных мотивом является стремление к самоутверждению. У детей дошкольного возраста формируется необходимость в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

В сюжетно-ролевых играх дошкольников мотив самоутверждения реализуется в том, что ребёнок стремится взять на себя основную роль, быть главным в коллективе, не боится вступить в соревнование и непременно постарается в нём одержать победу [2,c.89].

Поведение ребёнка младшего дошкольного возраста ещё мало чем отличается от поведения детей раннего дошкольного возраста: он, в основном, действует под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызванных самыми разными причинами. А поступки, отношения к окружающему детей старшего дошкольного возраста – более разумные. К ряду новообразований в мотивационной сфере ребёнка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Из их числа – мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их рвением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых часто благополучно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми [7,c.45].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах  преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

 

Список литературы:

1) Анохин, П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П.К. Анохин.– М.: Наука, 2014.– 16 с.

2) Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2016. – 89 с.

3) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 12 с.

4) Брушлинский, А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы / А.В. Брушлинский. – М.:  2011.– 301 с.

5) Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– СПБ.– 2013. – 23 с.

6) Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К. Вилюнас – М.: МГУ, 2013. – 256 с.

7) Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К. Вилюнас. – М.: МГУ, 2015. – 45 с.

8) Леонова, Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н.А. Леонова. – 2008. – 7 с.

9) Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. / М.В. Матюхина. – М.: 2013. – 72 с.

10) Резанцева, М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников : дайджест / М.О. Резанцева.– 2015. – 254 с.

11) Фролова, Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности  / Н.А. Фролова. – 2016. – 51 с.

12) Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.Н. Шликене. – 2015. – 38 с.

13) Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика. – 2017. – 19 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN