Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сенсомоторное воспитание детей раннего возраста

Дата публикации: 2019-06-11 11:42:39
Статью разместил(а):
Венедиктова Татьяна Евгеньевна

Сенсомоторное воспитание детей раннего возраста

Sensory-motor education of children of early age

 

Автор: Вендиктова Татьяна Евгеньевна

МБДОУ "Д/с № 15 "Ручеёк", г. Петровск Саратовской области, Россия.

e-mail: venediktowa.tatyana2015@yandex.ru

Venediktova Tatiana Evgenevna

Kindergarten № 15 "Rucheek", Petrovsk, Saratov region, Russia.

e-mail: venediktowa.tatyana2015@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описывается практический опыт по развитию сенсорных эталонов с детьми дошкольного возраста.

Abstract: this article describes practical experience on development of sensor standards with pre-school age children. 

Ключевые слова: сенсорное развитие, развитие сенсорных эталонов.

Keywords: sensory development, development of sensory standards.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

  

Включение работы по сенсорному воспитанию с ребенком раннего возраста необходимо по нескольким причинам: малыш ежедневно сталкивается с разнообразными звуками, красками и другими свойствами предметов, знакомится он и с разными видами искусства. Даже без специального обучения ребенок все равно воспринимает окружающее. Однако без специально организованного педагогического воздействия такое восприятие становится бессистемным, поверхностным.

Именно поэтому я посчитала необходимым уделить внимание данной теме.

Первым шагом стало наблюдение и анализ исследований российских и зарубежных авторов по теме сенсорики, изучение основных понятий, рассматривание образования и развития процессов сенсорики у детей раннего возраста и подготовка нескольких вариантов специально организованных игр по сенсорному воспитанию детей.

Глоссарий педагогической энциклопедии представляет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов. Однако педагогическая литература по-разному определяет данное понятие.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают: «… сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия».

Н.Н. Поддъяков дает такое определение: «Целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей».

А.В. Запорожец определяет сенсорное воспитание как направленное формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Организуя систематическую работу по сенсорному развитию детей, мне понадобилось создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности, расширять кругозор детей и использовать наиболее актуальные средства и методы сенсорного воспитания, а также использовать инновации.

Для успешного выполнения плана мною был определен перспективный план игр-занятий по сенсорике, включивший в себя игры, предлагаемые как наиболее эффективные Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко и Г.А. Широковой. Множество игр и пособий было приобретено родителями и сделано своими руками: «Сенсорные перчатки», «Дорожка для ног», «Лесная полянка», игры с цифрами из гофробумаги, машинки с разными колесами и всевозможные бусы.

Согласно составленному плану игр и упражнений для развития восприятия, игры-занятия проводились раз в неделю по 8 – 10 минут. Занятия были как индивидуальные, так и подгрупповые. К примеру, предлагала детям цветные прищепки, шнурки разной длины и толщины, липучки и бусы. 

Для достижения цели сенсорного воспитания был разработан специальный план, включающий в себя создание необходимых условий для обогащения сенсорного опыта детей и стимулирования анализаторов, приобщение детей к совместной со взрослым деятельностью и знакомство детей с различными эталонами.

Для решения задач использовали НОД, самостоятельную детскую деятельность, наблюдение, игры, кружковую деятельность, дидактические игры и экспериментирование.

Особое внимание было уделено созданию предметно-пространственной развивающей среды. В групповой комнате был организован центр сенсорики, оформлена выставка нетрадиционных игр и пособий создан уголок экспериментирования.

Дидактические и сенсорные игры использовались для развития сенсорной культуры детей, а рисование различными изоматериалами и музыкальная деятельность дополняли конструктивную и двигательную деятельность, что в комплексе влияло на достижение нашей цели.

Важным условием в достижении нашей цели является слаженные, четкие действия персонала ДОУ и родителей наших воспитанников, для чего с родительской общественностью была проведена масштабная работа на соответствующую тему. Родителям были даны рекомендации по подбору игрушек для игр дома, раскрыты особенности разных видов конструкторов и проведены консультации по теме сенсорного развития детей. Также были показаны игры и пособия, сделанные руками воспитателей, и проведен мастер-класс по изготовлению дидактических игр, в котором родители принимали активное участие.

В процессе работы активно использовалось экспериментирование, присутствующее во всех сферах деятельности ребенка: игре, прогулке, НОД, приеме пищи. Ребенок по природе своей есть исследователь, но задача нас, взрослых, – помочь ему в этом, предлагая различные материалы: песок, формочки, трубочки, салфетки и т.д. Применяя рассматривание, тактильный контакт с предметами, исследование фактуры предмета и изучение издаваемых им звуков очень много дает ребенку в познании мира.

После проведенной работы можно заявить, что знания, полученные ребенком от взрослого, усваиваются гораздо лучше при условии непосредственного контакта с окружающими предметами и богатого сенсорного материала. Использование игрушек, пособий и различных бытовых предметов однозначно помогает детям знакомиться с формой, цветом, величиной и тяжестью, однако сами по себе предметы не могут полностью дать детям необходимые знания – лишь в контакте со взрослым можно достичь необходимого результата.

 

Литература: 

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.

2. Богуславская Е.О., Смирнова Н.П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 2006. - 158 с.

3. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.

4. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. - Ж-л "Управление ДОУ", 2010, №5 - с.108.

5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.

6. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.

7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN