Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сферы проявления детской инициативы и способы ее поддержки

Дата публикации: 2019-04-10 14:17:31
Статью разместил(а):
Ласавицкас Наталья Владимировна

Сферы проявления детской инициативы и способы ее поддержки

Areas of children's initiative and ways to support it

 

Автор: Ласавицкас Наталья Владимировна

МБДОУ д/с №15 «Ручеёк», г. Петровск, Саратовская область, Россия

e-mail: natalya.lasavickas@mail.ru

Lаsаvitskas Natalya Vladimirovna

Kindergarten №15 «Rucheek», Petrovsk, Saratov region, Russia

e-mail: natalya.lasavickas@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрена актуальность выражения инициативы детей дошкольного возраста и возможность родителей и педагогов помочь дошкольникам в этом направлении.

Annotation: The article deals with the relevance of expression initiatives for pre-school children and the possibility of parents and educators to help preschoolers in this direction.

 

Ключевые слова: детская инициатива, сферы инициативы, способы поддержки детской инициативы.

Keywords: children's initiative, areas of initiative, ways to support children's initiative.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В основных законодательных документах России определена цель образования на современном этапе: воспитание человека, ответственного и инициативного, способного самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Соответственно, мы обязаны не только снабдить детей знаниями, умениями и навыками, но и предоставить им способность верить в себя и не страшиться принимать решения.

«Педагогический словарь», «Политический словарь», «Толковый словарь Ожегова», «Национальная педагогическая энциклопедия» и другие уважаемые издания примерно одинаково трактуют значение слова «инициатива»: это «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в какой-либо деятельности».

В данный момент важное направление для нас как для педагогов – поддержка и развитие детской инициативы, ведь внутренне активный ребенок и мыслит по-другому, и может увидеть перспективу, так как открыт для внешнего мира и всегда чувствует уверенность в своих силах.

И мы, педагоги, и родители – все желают видеть своих детей именно такими – верящими в себя, развивающимися и экспериментирующими. Наша задача – подкреплять инициативу ребенка даже при ошибочном ее ходе, ведь пользу детям принесет не та деятельность, которую мы ему выбрали и навязали, а инициированная им самим.

Так в каких же сферах мы можем наблюдать проявление детской инициативы?

Заметнее всего для глаза наблюдателя проявление инициативы в самостоятельной игровой деятельности: здесь ярко проявляется процесс выбора собственно игры, ролей в ней, необходимых атрибутов, «сотрудников» и места, где будет развертываться действие.

Исследователи выделяют четыре основные сферы инициативы:

·         творческая инициатива – особенности действий ребенка в ходе сюжетной игры, где проявляется основная творческая деятельность и развиваются такие психические процессы, как воображение и образное мышление;

·         инициатива как целеполагание и волевое усилие – следствие включенности ребенка во всевозможные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), которые требуют от дошкольника определенных действий с изоматериалами, развивают произвольность действий и планирующую функцию речи;

·         коммуникативная инициатива проявляется как речевое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого происходит развитие эмпатии и коммуникативной функции речи;

·         познавательная инициатива определяется как любознательность (участие в экспериментировании и обычной познавательно-исследовательской деятельности при развитии способностей видеть пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).

Особо следует отметить, что некоторые исследователи (например, Т.Н. Доронова) выделяют еще и пятую сферу – двигательную инициативу.

Автор ссылается на то, что двигательные навыки упоминаются в планируемых результатах, которые ребенок должен освоить за период дошкольного детства.

Я считаю, что мнение авторского коллектива под руководством Т.Н. Дороновой верно, так как предложенная сфера органично вписывается в пятерку образовательных областей согласно ФГОС ДО с ОО «Физическое развитие». Данная образовательная область неразрывно связана с развитием ребенка дошкольного возраста и ее никак невозможно исключить из списка, равно как и не всеми признаваемую двигательную инициативу. Также следует помнить, что при составлении индивидуальных образовательных маршрутов как на одаренных детей, так и имеющих показатели на низком уровне педагоги учитывают показатели по всем пяти образовательным областям.

Рассмотрев определение детской инициативы и разграничение ее на сферы, можно определить направление и способы ее поддержки. В процессе работы в данном направлении педагоги обычно делятся примерами своих конкретных действий, а не знанием направлений и способов поддержки детской инициативы. Данная позиция чревата тем, что одно и то же воздействие на разных детей приводит к разным результатам или вообще к их отсутствию. В свете данных событий встает вопрос о разъяснении педагогам разницы между способом (как двигаться) и направлением (куда будем двигаться).

Принимая во внимание различные виды деятельности ребенка-дошкольника, можно выделить большое количество как направлений, так и способов поддержки детской инициативы:

1.     определение наиболее подходящего уровня нагрузки на каждого конкретного ребенка;

2.     вовлечение в совместную трудовую и социально-коммуникативную деятельность;

3.     поощрение действий ребенка, но не его самого;

4.     положительное оценивание и промежуточного, и итогового результата;

5.     похвала в ходе деятельности – обращение внимания на необычность творческого подхода ребенка;

6.     демонстрация внимания и интереса к нуждам и потребностям ребенка;

7.     «скрытая» помощь – ненавязчивая подсказка способа действия или выбора материала, места, способа;

8.     создание различных ситуаций – успеха, общения, игровых, проблемных»;

9.     личный положительный пример самого педагога – всегда правильная речь, позитивное отношение к окружающим, хорошее настроение;

10.  отсутствие всевозможных запретов при выборе игры, способа действия, компаньонов и др.;

11.  Альтернативная деятельность – предложение иного действия или игры;

12.  Многократное повторение деятельности посредством всевозможных видов деятельности с целью овладения детьми-визуалами, аудиалами и кинестетиками;

13.  Создание РППС по всем видам деятельности со свободным доступом к игрушкам, играм и оборудованию;

14.  Выбор различных форм деятельности с детьми;

15.  Обеспечение сменности материала и атрибутов.

Немаловажно обратить внимание на то, что способы поддержки детской инициативы следует реализовывать не только в совместной, но и в самостоятельной деятельности педагога и воспитанника.

В итоге ребенок должен иметь возможность понять самому и объяснить педагогу причину своего выбора. В этом и заключается реальность инициативности: дошкольник должен осознавать свою ответственность и совершать действия не спонтанно, а осознанно.

Итак, содержанием развития детской инициативы ребенка дошкольного возраста считается поддержка детских начинаний в процессе образовательной деятельности и сложившихся социальных условий.

Создание предметно-пространственной среды не пускается на самотек – привлекательные и аккуратные атрибуты вызывают проявление детской любознательности и изобретательности. Каждое новое движение в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка и тем самым создает принципиально новую зону, являющуюся очередной ступенькой развития личности.

Активное участие взрослого в деятельности ребенка развивает у него неуверенность в своих силах и чувство неполноценности. Но и либеральное, попустительское отношение педагога не является поддержкой детской инициативы. Нужно так мастерски построить образовательный процесс, чтобы найти «золотую середину» и услышать мнение каждого ребенка.

 

Используемая литература:

1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

3. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика № 6, 2016г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN