Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Инклюзивное образование в детском саду: проблемы и перспективы

Дата публикации: 2019-03-20 21:14:58
Статью разместил(а):
Калегина Анастасия Александровна

Инклюзивное образование в детском саду: проблемы и перспективы

Inclusive education in kindergarten: problems and prospects

Автор: Калегина Анастасия Александровна

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, Удмурская Республика, Россия

e-mail: kalegina.anastasya@yandex.ru

Kalegina Anastasia Alexandrovna

Udmurt State University , Izhevsk, Udmurt Republic, Russia

e-mail: kalegina.anastasya@yandex.ru

Аннотация: Статья рассматривает существуюющие вопросы стоящие перед дошкольными образовательными организациями в области инклюзивного образования, определяются задачи необходимые для создания системы работы с педагогами ДОО по формированию компетенций педагогов по проектированию образовательной технологии педагогического взаимодействия в условиях инклюзии.

Annotation: The article considers the existing issues facing preschool educational organizations in the field of inclusive education, defines the tasks necessary to create a system of work with teachers of Doo on the formation of competencies of teachers on the design of educational technology of pedagogical interaction in the conditions of inclusion.

Ключевые слова: инклюзия, образовательные технологии, дошкольная образовательная организация, особые образовательные потребности.

Keywords: inclusion, educational technologies, preschool educational organization, special educational needs.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

В последние годы растет количество детей – инвалидов. Это доказывает статистика Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». Согласно данному реестру на декабрь 2018 г. в Российской Федерации зарегистрировано 670086 детей-инвалидов, что на 2,8% больше чем в 2017 и на 6% больше чем в 2016 годах. Помимо количественного увеличения наблюдается и качественное. Данные изменения затрагивают как физическую, так и психическую сферу, поэтому одной из важнейших задач становится обеспечение доступа к образованию детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. [2]

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования [9, 10].

Осмысление инклюзивных практик тесно связано с разработанностью проблемы психологии нетипичного детства, представлением его своеобразия, обоснованием механизмов его компенсации и коррекции нарушений на различных уровнях образования. Теоретическим основанием отечественных исследований являются труды Л.С. Выготского, который сформулировал идеи и положения о закономерностях психического развития, а также его своеобразия при различных нарушениях. Кроме того, современных исследователей интересует сфера личности лиц с нарушениями в развитии: их самосознание, мотивация, ценности, особенности коммуникации, личностная идентичность, адаптационные возможности, поведенческие стратегии, что в целом позволяет осмыслить процессы социализации и социокультурной реабилитации.

Инклюзивное образование - это такая организация образовательного процесса при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. [1]

Однако, проблема доступа к образованию детей особыми образовательными потребностями в настоящий момент довольно остра. От части это связано с тем, что длительное время дети со множественными нарушениями в развитии считались «необучаемыми», а значит и отсутствовала система социальных и образовательных институтов включения таких детей в жизнь общества. Дети – инвалиды часто помещались в специализированные социальные учреждения оказывались изолированными, что не давало им возможности включиться в жизнь общества. И как результат такой «изоляции» можно рассматривать и отсутствие опыта общения с людьми со множественными нарушениями здоровья остальных «здоровых» членов общества на протяжении ряда поколений.

Для того, чтобы инклюзия стала нормой для современных дошкольных образовательных организаций необходимо решение ряда проблем.

Поскольку принцип инклюзии предполагает равный доступ к инфраструктуре образовательной организации как детей с особенностями в развитии, так и нормально развивающихся сверстников, появляется необходимость решения такого вопроса как архитектурная доступность всех помещений детского сада.

Следующий вопрос – это отсутствие необходимых специалистов в детском саду – тьюторов, тифло-, сурдо – педагогов, психологов, логопедов. Закон предполагает решение данной проблемы путем сетевого взаимодействия со специализированными организациями, оставляя проблему транспортировки ребенка до места занятия на образовательной организации.

Данные проблемы требуют значительных финансовых ресурсов и необходимо их решение на законодательном уровне.

Наряду с вышеназванными, существует ряд вопросов, решение которых является важным условием развития инклюзивного образования и возможно при условии наличия системы работы по данному направлению в образовательной организации.

Один из таких вопросов – это восприятие детей с особенностями в развитии остальными детьми, их родителями и педагогами.

Дети достаточно легко воспринимают «особенных сверстников», если проведена предварительная работа (цикл бесед, обыгрывание различных ситуаций). Они активно помогают «особенным» сверстникам, включают их в свои игры, сочувствуют и сопереживают им.

Несколько сложнее отношение родителей к появлению ребенка с инвалидностью или ОВЗ в общеразвивающей группе. Не будет ли ребенок с «особенностями» перетягивать внимание на себя, не пострадает ли образовательный процесс в целом, не будет ли мой ребенок подражать, не скажется ли это отрицательно на его развитии?

Исследование, проведенное «Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» г. Москва показало, что большинство россиян определяет отношение российского общества к детям-инвалидам как дружественное. Данное проявления является социально одобряемым поведением, что ведет к тому, что общество более терпимо относится к появлению детей – инвалидов в общественных местах. Большинство граждан позитивно оценивает идею инклюзивного образования. При этом почти половина участников опроса убеждены в том, что сегодня ни образовательные организации, ни общество в целом не готовы к внедрению совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности. [3]

И насколько эффективно эта проблема будет решена зависит от профессионализма педагога. От того насколько он готов принять «особенного ребенка», создать условия для его интеграции в детский коллектив. Именно педагог отвечает за создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Сложность реализации данных вопросов заключается в отсутствии теоретической и методической подготовки большого количества действующих педагогов, поскольку учебные планы образовательных учреждений, готовящих педагогов лишь поверхностно касаются темы инклюзивного образования, отсутствует психологическая подготовка будущих педагогов с детьми ОВЗ и детьми — ивалидами.

На сегодняшний день существуют методики и технологии работы с детьми с различными особенностями в развитии. Все они направленны на развитие детей с учетом их особенностей.

Неоспоримым является факт эффективности компьютерных технологий как способа усвоения знаний и социализации детей. Активно используются компьютерные технологии в инклюзивном образовании, однако существует проблема недостаточной разработки психолого-педагогических аспектов. Е.И. Машбиц говорит о необходимости технологизации научных знаний, превращения их в «инструмент решения педагогических задач, возникающих в учебном процессе и связанных, естественно, с применением компьютера» [5].

И именно в этом заключается одно из противоречий инклюзивной педагогики: большое разнообразие авторских технологий и методик работы с детьми ОВЗ и детьми — инвалидами и отсутствие каких-либо стандартов, регламентирующих применение тех или иных методик и технологий, реестра рекомендованных технологий, методик программ приводящее к тому, что педагог вынужден самостоятельно, зачастую интуитивно подбирать необходимый методический инструментарий, связано с риском выбора не эффективного способа работы с ребенком и как следствие отсутствие или недостаточная динамика развития.

Кроме того, педагог сталкивается с проблемой преобладания коллективных форм образовательной деятельности и необходимость идивидуализации процесса образования для детей с ОВЗ, не акцентируя при этом внимания на физические или интеллектуальные нарушения. Т.е. педагоги должны владеть технологиями дифференциации обучения (Селевко Г.К.).Суммируя вышесказанное мы можем сформулировать следующее противоречие: наличие детей ОВЗ и детей — инвалидов в общеразвивающих группах детского сада и недостаточный уровень готовности педагогов к работе в условиях инклюзии.

Возможно предположить, что данное противоречие может быть разрешено при наличии целенаправленной работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий и методической системы формирования компетентности педагогов по проектированию образовательной технологии педагогического взаимодействия в условиях инклюзии.

Необходимость разрешения этого противоречия позволяет поставить нам ряд задач:

- создание методики подготовки работающих педагогов к взаимодействию с детьми-инвалидами, поскольку таких методик мало и они не достаточно эффективны;

- обучение педагогов работе с родителями всех детей;

- разработка методов и средств совместной деятельности детей;

- ориентация педагогов на разработку методик работы с детьми, в которых «не инвалиды» воспитываются на основе их участия в развитии детей-инвалидов.

Подводя итог, отметим, что инклюзивное образование является нормой времени и создание условий для полноценного включения детей с ОВЗ и инвалидностью в жизнь общества – обязанность образовательной организации, которая включает в себя ряд аспектов: создание безбарьерной образовательной среды, комплектование штатов организации необходимыми специалистами, подготовка педагогов к работе с «особенными» детьми развитию их способностей оказать адресную помощь «особенному» ребенку, при этом сохранив эффективный образовательный процесс для остальных воспитанников.

 

Список литературы:

  1. Брусянина Е. Ю. Инклюзия: философия пространства современной жизни [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 124-126.

  2. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 20011

  3. Информационно-аналитический материал на тему «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья». Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Аналитическое управление Текст. (02.10.2006)

  4. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования: Монография — М.: Полиграфсервис. - 2005.- 327 с.

  5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/ Е.И.Машбиц. – М.: Педагогика.– 1988.–192 с.

  6. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.

  7. Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 89-91.

  8. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN