Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Мини-музей "Русская изба" в группе детского сада

Дата публикации: 2019-01-19 22:26:27
Статью разместил(а):
Гулина Людмила Владимировна

Мини-музей «Русская изба» в группе детского сада

We create a mini-museum "Russian izba" in the kindergarten group

Автор: Гулина Людмила Владимировна

ДОУ № 26 «Радуга», г. Дубна Московской области

E-mail: gulin77_68@mail.ru 

Gulina Lyudmila Vladimirovna,

Kindergarten № 26 "Raduga", Dubna, Moscow region

E-mail: gulin77_68@mail.ru 

 

Аннотация: В современных условиях развития общества, когда дети получают мало информации о традициях, культуре и быте предков – славян, патриотическое воспитание играет огромную роль для формирования гармоничной личности, уважающей культуру и традиции людей, живущих рядом.

Мини-музей «Русская изба» в группе является наиболее оптимальным средством передачи информации о культуре и традициях славянского народа, расширения жизненного опыта, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширению кругозора, создает условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, детей и родителей.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды, методического обеспечения на помощь воспитателям приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности, непосредственно способствует образному познанию. 

Annotation: In modern conditions of development of society, when children receive little information about the traditions, culture and life of their ancestors - Slavs, patriotic education plays a huge role in the formation of a harmonious personality that respects the culture and traditions of people living nearby.
The mini-museum “Russian izba” in the group is the best way to transfer information about the culture and traditions of the Slavic people, expand life experience, helps educate preschoolers in the basics of museum culture, expand their horizons, creates conditions for creative communication and cooperation of teachers, children and parents.
Preschool children learn everything firmly and for a long time only when they hear, see and do everything themselves. To enrich the developing subject-spatial environment, methodological support, museum pedagogy comes to the aid of teachers, as the museum satisfies cognitive and educational needs, directly contributes to figurative knowledge, patriotic education.
 

 

Ключевые слова: музейная педагогика, патриотическое воспитание, славянская культура.

Key words: museum pedagogy, patriotic education, Slavic culture. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Паспортные данные мини-музея «Русская изба»:

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.  

Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы и их родители.

Пояснительная записка: Всё меньше остаётся  предметов старины, которые доступны подрастающему поколению. Исчезли из обихода вещи, бывшие такими необходимыми в быту наших прапрабабушек, а теперь безжалостно заброшенные. У дошкольников уже не будет возможности подержать в руках веретено, походить по домотканым половикам и полюбоваться льняным рушником с вышивкой, так любовно хранимым в сундуке. Мало кто из современных детей бывал в русской избе и видел русскую печь. Уцелевшие и ставшие настоящей редкостью предметы домашней утвари и рукоделия прабабушек привели к желанию создать мини-музей и дать возможность воспитанникам нашей группы узнать об образе жизни предков, рассмотреть интерьер мини-избы.  

Актуальность:

Цель: знакомство детей с традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором; формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности.

Задачи:

·        Привлечение родителей к культурно - досуговой деятельности группы.

·        Обогащение предметно – развивающей среды.

·        Обогащение знаний об истории и традициях славянского народа.

·        Воспитание у детей интереса к культуре своих предков.

·        Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.

·        Патриотическое воспитание.

·        Художественно – эстетическое воспитание.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

·        Принцип наглядности.

·        Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

·        Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества детей и взрослых.

·        Принцип непрерывности: музей связан с системой занятий.

Предполагаемый результат: 

Данный проект:

1) Даст знания детям о культурном богатстве русского народа благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться;

2) Поможет в формировании чувства принадлежности великому, талантливому, трудолюбивому, духовно богатому славянскому народу;

3) Сплотит коллектив и взаимодействие родителей, воспитателей и детей.

Интеграция образовательных областей. 

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

- «Познавательное развитие» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа.

- «Художественно-эстетическое развитие» – организуются выставки детских работ в мини-музее; происходит ознакомление с предметами славянского быта (салфетки, скатерти, игрушки).

-  «Социально-коммуникативное развитие» – организуются занятия - экскурсии по введению детей в мир исторического наследия.

- «Речевое развитие» - происходит обогащение словарного запаса детей, знакомство с частушками, потребность в общении при организации народных игр, развлечений, посиделок.

 

Разделы и темы экспозиции:

· «Кухонная утварь» (горшки, деревянные ложки, чугунок).

· «Русское чаепитие» (самовары, сахарница на ножке, щипцы для колки сахара, сахар кусковой, фото).

· «Изделия из бересты и лыка» (туесок, сито, корзинки).

· «Освещение жилища» (керосиновый светильник, керосиновая лампа).

· «Рукоделие» (подзоры с кружевом, рушник, салфетки; веретено, пяльцы).

· «Как льняное полотенце в поле росло» (подборка фотографий, льняное домотканое полотенце).

· «Как за одеждой ухаживали на Руси» (валёк, утюг на углях, фотографии).

· «Игрушки» (деревянная, дымковская, обережные куклы: «кукла-колокольчик», «успешница», «пеленашки»). 

 

Макет «Русская изба».

Каким был внутренний мир русской избы?

В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство избы занимала печь.

Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, она лечила — в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» — от устья печи до передней стены дома — царство женщины, здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей.

У печи давались клятвы, в печурки прятали молочные зубы детей, в подпечье обитал покровитель дома - домовой. В старину его называли «хозяином» или «дедушкой». Представляли его в образе маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством. Если в доме заболевал ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Ребёнка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую печь на лопате.                                           

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело тёплое

Крови нет.

Сесть на неё, сядешь,

А не везёт (печь).

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт

(ухват).                                                                        

Чёрный конь скачет в огонь 

(кочерга).

                                                                               

Парадной частью избы был «Красный угол». Как бы ни располагалась в избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого».  Красный угол – самое почётное место в доме. Согласно традициям, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно устанавливали в красном углу.

Красный угол старались содержать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший». Самое почетное место в «красном углу» у сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал стол. Стол обязательно покрывался скатертью. Тогда – то и определилось его постоянное место в доме. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано только с обрядовой или кризисной ситуацией. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. Столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома. Вдоль стола, вдоль стен стояли лавки.

«Задний угол» исстари был мужским. Здесь помещали «конник» («кутник») — короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты.

Домовой.

На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живет  дух избы — домовой. Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обитает он обычно в углу за печью, но порой живет он и под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе. Однако за пределы дома не выходит.

Каждый хозяин мечтает, чтобы ему достался добрый домовой. Потому что бывает этот дух и злым, способным доставить немало хлопот и неприятностей. Знаток русского фольклора В. И. Даль говорил, что домовой — хранитель и обидчик дома.

Нрав этого вездесущего духа чаще всего зависит от самих обитателей дома. Работящему, рачительному хозяину, который его уважает, умеет ему угодить, домовой становится первым помощником. Хлопочет, заботится, чтобы все было в порядке, чтобы вещи, нужные для дела, всегда были под рукой. Зато ленивому и беспутному от него беда. Еще больше запутает все в хозяйстве. И может даже довести до разорения. Ведь сам-то домовой бережлив, расчетлив и не любит пустых расходов.  Дух дома -  большой озорник. Порой припрячет какую-нибудь вещичку и не отдает, пока его не попросят хорошенько: «Домовой, домовой! Поиграл, и хватит. Отдай обратно!»

 

Освещение жилища.

Как только начинает темнеть, в домах зажигаются огни. Кто знает первое средство освещения?

Это лучина. Вплоть до конца 19 века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено сначала распаривали в печи над чугуном с кипящей водой. Лучину втыкали в светец. Под горящую лучину ставили емкость с водой.

На смену лучине пришла свеча.

Тело бело,

душа льняная,

Маковка золотая (свеча).

Человек постоянно что-то изобретает.                                     

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова ( керосиновая лампа).

Керосиновая лампа.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года.

Принцип действия: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат, воздух подтекает снизу. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло — для обеспечения тяги, а так же для защиты пламени от ветра. На стекло керосиновой лампы в некоторых случаях надевался декоративный абажур.

 

Утварь. 

За многие века был создан огромный мир вещей, с которым мы постоянно имеем дело.  Знаем  мы о них очень  мало. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история.

По словам В.И. Даля утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Это  посуда  для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол –  горшки,  лоханки, кринки, миски, блюда,  ковши и т.д.;  всевозможные ёмкости  для сбора ягод и грибов – корзинки,  кузова, туеса и др.;  различные сундуки, ларцы,  шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических  принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома – огнива, светцы, подсвечники и многое другое.

Сундук.

Это излюбленная форма мебели на Руси. Сундук был в каждом доме. В сундуках никогда не заводилась моль. На Руси различали два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой.

Решето.

Решето –  это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Оно применялось для сортировки крупы, зерна, для очистки их от оставшегося после провеивания сора.

Ложка. 

Заготовки для ложек назывались « баклушами». Отсюда и выражение  «бить баклуши».

Существовали различные приметы, связанные с ложкой. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка).

Горшок - собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных.  Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных.

Кри́нка (крынка) — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока]. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки.

Кринка — символ деревенской жизни и натуральной пищи. Именно в кринке хранят молоко и простоквашу, топят молоко в печи.

Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна,  округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Деревянная ложка.

Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.  Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.

Миска с хохломской росписью.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Корзина.

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времён. Это ёмкость с ручкой или двумя для сбора ягод и грибов. Корзины изготавливали из больших пластов коры или плели из веток, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Висит баба на грядке

Вся в заплатках

Заплатка на заплатке,

А дырьё не зашито (корзина).

Берестяной туесок.

Известен по многим народным сказкам и легендам. Туески использовались для хранения продуктов питания или мелких вещей. В туеске можно хранить свежие или моченые ягоды, сушеные грибы и фрукты, муку и крупы. Хранили в туесках и мед. Береста препятствует появлению вредителей и микроорганизмов. Сложенные в берестяной туесок продукты питания долгое время остаются свежими, сохраняют свои вкусовые и питательные качества. Березовый туесок очень легок и в то же время довольно прочен. Стыки и края берестяных туесков. Чаще всего их оплетают лыком.

Берестяное лукошко.

Луко́шко — небольшая ручная корзина, предназначенная для сбора ягод и грибов.

 

Уход за одеждой. 

Валёк.

Орудие крестьянского труда, которое использовалось для выколачивания холстов и белья во время стирки и отбеливания. Для отбеливания готовый холст несколько раз стирали в горячей воде со щелоком (древесной золой), а затем расстилали по траве либо на солнечном месте для "выгорания", либо оставляли на всю летнюю ночь для отбеливания росой - "зорили" холсты. После этого снова стирали холст, а затем отбивали его деревянными вальками. "Зорили" и отбивали холсты несколько раз, добиваясь белого цвета. Белье после стирки полоскали в реке, а затем раскладывали на камне или доске и выколачивали его вальками.

Вальки использовались также для обмолота льна. Ударами валька по снопам разбивали семенные коробочки льна и конопли и таким образом отделяли семена.

Утюг.

В России до появления утюгов  бельё не гладили. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани.

Когда появились утюги, электричества ещё не было. Для нагрева утюгов их ставили на печь либо в них (угольный утюг) клали горячие угли.

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море (утюг).

 

Рукоделие на Руси.

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все - от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей.

Рушник льняной.

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником.  Изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.

Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали  обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником» называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

Подзор.

Подзор, или как его еще называют, юбка для кровати служит для того, чтобы скрыть основание кровати, а именно, пространство под ней. Дело в том, что в крестьянской избе чем выше поднимешь кровать, тем теплее будет спать – снизу с пола идёт холод.

Косынка — разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме треугольника.

Домотканые половики с древних времен изготавливали на Руси. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Материалом для их изготовления половиков служили толстые нити, но чаще, нарезанные полосками куски тканей, различные по цвету и качеству.

Пяльцы — приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками любого размера.

Веретено.

Веретено – это элемент прялки, то есть «вертящаяся палочка».

Пляшу по горнице

С работою моею

Чем больше пляшу,

Тем больше толстею.

(веретено).  

Мыкальник (мочесник) - лукошко для веретён с напряденными нитками («мытки» или «мочки»).

 

Чаепитие.

Имеется в русском языке и целый ряд крылатых выражений, пословиц и поговорок на чайную тему. Например:

«Гонять чаи» — о неспешном чаепитии в небольшой компании, затеянном ради приятной беседы или просто как средство скоротать время, когда больше нечем заняться. Может употребляться в отрицательной коннотации, как синоним «праздно, бесполезно проводить время», например: «Почему люди не работают? Вы сюда что, чаи гонять приехали?»

«[По]баловаться чайком» — более экспрессивный синоним нейтрального выражения «выпить чаю». Может применяться в отношении питья чая «к случаю», когда предоставляется подходящий момент.

«Чай да сахар!» (устаревшее) — вежливая фраза, которая произносилась гостем, пришедшим в неурочное, заранее не оговорённое время и заставшим хозяина за питьём чая.  Аналог гораздо более старого «Хлеб да соль!», применявшегося, когда гость заставал хозяев обедающими. В ответ на «Чай да сахар!» хозяева могли предложить гостю присоединиться к чаепитию, но могли ответить и «Свой пьём!», давая понять, что не считают нужным приглашать нежданного гостя к столу; такой отказ, по крайней мере, по отношению к малознакомым людям, считался негостеприимным, но вполне допустимым, обижаться на такое было не принято.

«Даже чаю не предложили» — характеристика крайне холодного, недружелюбного приёма.

«В Тулу со своим самоваром» — запасаться в дорогу предметами, которых в избытке там, куда отправляешься (обыгрывается город Тула, один из крупнейших центров производства самоваров в дореволюционной России).

«Чаем на Руси никто не подавился!» — комментарий к попаданию чаинок в чашку.

«Чай не пил — какая сила? Чай попил — совсем ослаб!»— шутливый комментарий к расслаблению человека после чаепития.

«Чай несу — не подумайте, что выгоняю!» — хозяйка при подаче чая гостям даёт понять, что не рассчитывает на соблюдение этикетного принципа: «Конец чаепития — конец визита».

Чай пить — не дрова рубить.

Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

Выпей чайку́ — забудешь тоску.

Мы за чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем!

Приходите к чаю — пирогами угощаю.

Чай у нас китайский, сахарок — хозяйский.

 

До сих пор распространён вариант питья чая с сахаром «вприкуску»: несладкий чай пьют, держа при этом во рту небольшой кусочек твёрдого сахара так, чтобы сахар «омывался» чаем, либо от кусочка сахара просто откусывают понемногу, запивая крошки сахара чаем. Во втором случае сахар иногда предварительно обмакивают краешком куска в чай, чтобы уменьшить его твёрдость. В прошлом питьё «вприкуску» было данью экономии, сейчас его иногда практикуют любители чая, считающие, что добавление сахара прямо в напиток портит его вкус. Ещё одна почти забытая уже традиция — питьё чая «с полотенцем», согласно которой перед чаепитием на шею вешали полотенце «для утирания пота».

Самовар.

Это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

А самовар наш знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он - с медом, он - с вареньем,

С чудесным настроением!

 

Сахарница - вазочка для сахара.

Белый сахар-рафинад,

Крепкий сахар-рафинад

Хвастался —

Я очень твердый,

 — Я алмазу —

Друг и брат.

Но однажды вечерком

Встретился он

С кипятком.

И растаял

Твердый сахар

В жидком чае с молоком.

 

Щипцы для колки сахара.

В России чай пили в двух вариантах: вприкуску и внакладку. Самый распространенный — вприкуску или «через сахар». Для этого требовался осколок «белого камня». Сахарная голова раскалывалась на большие куски. Специальными сахарными щипцами эти куски разделялись не мелкие кусочки. Сахар был нерафинированным, очень плотным по консистенции, поэтому по твердости напоминал камень. Да и растворялся он даже в горячей воде достаточно медленно. Для питья чая вприкуску небольшой «каменный» кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту легкий сладкий, не приторный вкусовой послед. С современным рафинированным сахаром такой «фокус» не удастся. Понятно, что производимые звуки при таком питье были достаточно специфические. Одна из причин нераспространения питья чая вприкуску в аристократическом кругу XVIII-XIX веков лежит, без сомнения, в этике стола.

Второй способ питья чая — внакладку, растворение кусочка сахарной головы или, что более редко, сахарного песка в чае, — пользовался меньшей популярностью в России по нескольким причинам.

Во-первых, до второй половины XIX века сахар был очень дорогим продуктом, а расход на чашку чая был достаточно большим в силу его не рафинированности. Во-вторых, меняется вкус чая.

 

Игрушки

Куклы-обереги. 

Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути.

Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.  По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные. Первые из них не имели никакой магической функции, они служили, как понятно из названия, детям для игр.

Обрядовые куклы использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние. Она выражала победу света над темными силами. Иногда её сжигали со специальными наговорами, а в некоторых случаях сохраняли как оберег до следующего года.

Обережные куклы сами по себе также могут делиться на несколько категорий. Например, существуют те, что защищают ребенка от болезней или сглаза; обереги для молодых девушек или парней; для беременных женщин; для защиты благополучия семьи и так далее.  Также различались сферы защиты и помощи кукол. Например, кукла Берегиня — хранительница семейного очага. Обычно её вешали над входной дверью, чтобы не дать злу просочиться в дом. Бессонницу делали для маленького ребенка, который часто просыпался по ночам. Считалось, будто она отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны.

Кукла-колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики.

Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Деревянные игрушки.

Самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки. Трещотки являлись оберегами для новорожденных детей, считалось что звук издаваемый трещоткой отпугивает злых духов. В течение длительного периода центром изготовления деревянных игрушек был Сергиев Посад.

За счет огромного выбора игрушек из дерева можно найти игрушку на любой возраст, детям и взрослым. Несмотря на большое количество материалов из которых сегодня изготавливают детские игрушки, деревянная игрушка продолжает пользоваться популярностью по всему миру.

Матрёшки.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

 

Использованная литература:

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа – СБ: АКЦИДЕНТ, 1997.

3. О. А. Скляренко «Славянские куклы-обереги» Москва, изд. АСТ.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN