Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Формирование позитивных взаимоотношений детей средней группы со сверстниками

Дата публикации: 2019-01-15 17:23:23
Статью разместил(а):
Соловьева Нина Николаевна

Формирование позитивных взаимоотношений детей средней группы со сверстниками

Forming positive relationships children secondary groups with their peers

 

Автор: Соловьева Нина Николаевна

МБДОУ "Д/с № 25", г. Павлово, Россия

E-mail: nina.soloveva.66@list.ru

Soloveva Nina Nikolaevna

Kindergarten № 25, Pavlovo, Russia

E-mail: nina.soloveva.66@list.ru

Аннотация: Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

Abstract: A group of kindergarten is the first social Association of children in which they occupy a different position. Every child should be able to listen and understand the other child or adult, its future depends on success in personal communication.

 

Ключевые слова: дошкольник, взаимоотношения, сверстники.

Keywords: preschooler, relationships, peers.

Тематическая рубрика: Дошкольное воспитание.

 

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители  хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе отразились на жизни дошкольников, прежде всего, на их межличностной сфере. Важность изучения межличностной сферы определяется той ролью, которую она играют в жизни ребенка, в процессе становления личности. В дошкольном возрасте происходят важные изменения в межличностной сфере ребенка. В работах, направленных на изучение межличностной сферы дошкольников важное место занимают исследования взаимоотношений детей со сверстниками. Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинают складываться определенные отношения со сверстниками, которые оказывают существенное влияние на формирование личности детей.

Изучением особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А.Н. Веракса, Н.В. Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаток исследований, посвященных изучению гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников, что определяет актуальность данного исследования. Объектом исследования являются взаимоотношения со сверстниками в дошкольном возрасте.

Предметом исследования являются гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: гендерные особенности оказывают влияние на основные характеристики взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте, определяя качественное своеобразие поведения девочек и мальчиков.

В дошкольном детстве основное значение в личностном развитии ребенка по-прежнему имеют родители. Характер общения родителей с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила бытового поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

Поэтому, считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности

Целью методической работы является создание системы педагогического воздействия направленной на формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

3. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости.

4. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

5. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.

6. Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

7. Обогащение словаря детей вежливыми словами.

В работе с дошкольниками освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение всех поставленных задач.

Данные задачи решаю в специально организованной игровой деятельности, НОД, которые способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.

Для организации работы по данной теме «Формирование основ общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста» я подобрала и изучила методическую литературу, на основе которой разработала:

- перспективный план  для средней группы

- картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;

- консультации для родителей и педагогов (наглядно – письменные и устные

- семинар – практикум для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;

- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»

- картотека «Загадки о вежливых словах».

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности и формируются основы общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого в групповой комнате оформила игровые зоны, также театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа начиналась на основе простых игр и упражнений, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».

Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.

На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.

Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения - это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».

 

Литература:

Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 176 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN