Формирование позитивных взаимоотношений детей средней группы со сверстниками
Формирование позитивных взаимоотношений детей средней группы со сверстниками
Forming positive relationships children secondary groups with their peers
Автор: Соловьева Нина Николаевна
МБДОУ "Д/с № 25", г. Павлово, Россия
E-mail: nina.soloveva.66@list.ru
Soloveva Nina Nikolaevna
Kindergarten № 25, Pavlovo, Russia
E-mail: nina.soloveva.66@list.ru
Аннотация: Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
Abstract: A group of kindergarten is the first social Association of children in which they occupy a different position. Every child should be able to listen and understand the other child or adult, its future depends on success in personal communication.
Ключевые слова: дошкольник, взаимоотношения, сверстники.
Keywords: preschooler, relationships, peers.
Тематическая рубрика: Дошкольное воспитание.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе отразились на жизни дошкольников, прежде всего, на их межличностной сфере. Важность изучения межличностной сферы определяется той ролью, которую она играют в жизни ребенка, в процессе становления личности. В дошкольном возрасте происходят важные изменения в межличностной сфере ребенка. В работах, направленных на изучение межличностной сферы дошкольников важное место занимают исследования взаимоотношений детей со сверстниками. Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинают складываться определенные отношения со сверстниками, которые оказывают существенное влияние на формирование личности детей.
Изучением особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А.Н. Веракса, Н.В. Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаток исследований, посвященных изучению гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников, что определяет актуальность данного исследования. Объектом исследования являются взаимоотношения со сверстниками в дошкольном возрасте.
Предметом исследования являются гендерные особенности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: гендерные особенности оказывают влияние на основные характеристики взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте, определяя качественное своеобразие поведения девочек и мальчиков.
В дошкольном детстве основное значение в личностном развитии ребенка по-прежнему имеют родители. Характер общения родителей с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила бытового поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.
Поэтому, считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности
Целью методической работы является создание системы педагогического воздействия направленной на формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
3. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости.
4. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
5. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.
6. Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
7. Обогащение словаря детей вежливыми словами.
В работе с дошкольниками освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение всех поставленных задач.
Данные задачи решаю в специально организованной игровой деятельности, НОД, которые способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.
Для организации работы по данной теме «Формирование основ общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста» я подобрала и изучила методическую литературу, на основе которой разработала:
- перспективный план для средней группы
- картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;
- консультации для родителей и педагогов (наглядно – письменные и устные
- семинар – практикум для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;
- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»
- картотека «Загадки о вежливых словах».
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности и формируются основы общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого в групповой комнате оформила игровые зоны, также театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.
Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Работа начиналась на основе простых игр и упражнений, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».
Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.
На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.
Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения - это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».
Литература:
Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 176 с.