Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Реализация задач музыкального развития детей посредством народного танца

Дата публикации: 2019-01-10 17:25:04
Статью разместил(а):
Захарова Лариса Владимировна

Реализация задач музыкального развития детей посредством народного танца

Realization of tasks of musical development of children through folk dance

 

Автор: Захарова Лариса Владимировна

музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 46", г. Арзамас, Россия

E-mail: lorik-717171@mail.ru

Zakharova Larisa Vladimirovna

Kindergarten № 46, Arzamas, Russia

E-mail: lorik-717171@mail.ru

 

Аннотация: Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.

Abstract: every man needs to know who he was and whence. The memory of their roots, love for his people, for the native land makes the person much better and stronger. To see our children grow up to be successful, resourceful, self-confident people, from an early age need to impart to them a sense of belonging to a great country and great people.

 

Ключевые слова: музыкальное развитие, дошкольник, народный танец.

Keywords: musical development, preschooler, folk dance.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о ее прошлом и настоящем. И, конечно, показать все то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России. Чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Русское народное танцевальное искусство

Танец – это язык переводимый и понятный всем народам мира. Какой бы страны и национальности он ни был, всегда выражает радость и печаль, события в жизни, и другие чувства и мысли человечества.

Начиналось все с простых жестов и мимики, и выросло в огромное направление современной культуры. Люди всегда испытывали страх перед непредсказуемой угрозой от природы и неимоверную радость перед чистым небом и ярким солнцем. Изображая свою радость в виде пения, игры, пантомимы и пляски, или исполняя обряды, на задабривание природы – это и называлось танец.

История русского танца

Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К ним относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества? В первую очередь русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – Характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру.

Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей.

Существует много подходов к классификации русских народных танцев. В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, по названию персонажа, изображенного в танце. Народный артист России А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяются на виды.

Хороводные песни, отделившись от обрядов сохранили тематику, поэтические образы, форму старинных игр, их мелодику, лад, склад стиха и строчную структуру. Хороводы стали излюбленным видом народных  развлечений с конца семнадцатого века, особенно среди молодежи. Исполняется чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества. Его участники, как правило, держатся за руки, иногда - за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок. Хороводы бывают орнаментальными (плясовыми); игровыми.

В орнаментальных хороводах тексты песен чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом, бытом и может быть лирическое, эпическое, драматическое или шуточное. Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние проса, уборку льна, плетение плетня, изготовление полотна и пр. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца. Движения, исполняемые во время танца, не содержат ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты.

Пляски и плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. Плясовые фигуры - коленца – очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению.    Перепляс – это соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности, показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений.

Его исполнения носит традиционный характер. В переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. Иногда в переплясе были другие правила: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор движений.

Народные танцы для детей – это не просто красиво, но и полезно. С их помощью у детей развивается ритмичность, память, мышление, внимание. Такие танцы придают телу гибкость. Народные танцы для детей сохраняют истоки национальной культуры, прививает любовь к культуре, и расширяют кругозор. Небезызвестный факт, что ритмы народной музыки вызывают эмоциональный подъем, приносят чувство радости и удовлетворения. У мальчиков развивается мужественность, ведь какую силу нужно развить, чтобы научиться искусно выполнять трюки и прыжки. А девочки приобретают плавность, и грацию, статную красоту.

 

 Классификация движений

Положение рук – вторая позиция, ладошки вверх, пальчики прижаты , раскрываются от пояса. (Показ).

«Кулачки» – руки в боки, причем локти слегка выставляются вперед.

«Матрешка» – указательный палец правой руки - на щечку, левая держит правую под локоток.

«Полочка» – руки согнуты в локтях перед грудью.

Положение ног – шестая позиция (пятки и носки вместе), свободная позиция (пятки вместе, носки врозь). Все элементы танца выполняются в полу приседе.

Ходы – в русском народном танце существует множество ходов и передвижений. Наиболее распространенные:

«Простой»;

«Переменный»;

«Приставной шаг, притоп»;

«Шаг с пятки с притопом» (чаще для мальчиков)

Бег. Чаще всего «Поджатый бег» (с захлестыванием)

Движения народного танца отдельно делятся на мужские и женские элементы. У мужчин в танце выражается сила, мощь. Женщины более величавы, им характерна плавность.

 

Основные элементы народного танца для мальчиков:

«Хлопушки» - один из самых распространенных элементов танца. Это различное сочетание , как ударов, так и хлопков. При исполнении этих движений, локти отводятся от тела. Ладони напряжены. Удары производятся по бедрам, голенищам, подошве. Некоторые удары наносятся обратной стороной ладони. Хлопки – это удары в ладоши. После них руки разводятся в разные стороны.

«Маятник» - делается на одной ноге. Подобно маятнику нога «от колена» раскачивается назад – вперед, влево – вправо. Вторая стоит на месте. Более эффектно «маятник» получается с подскоком.

«Присядки» - является одним из сложных элементов в мужском танце. Он требует систематических тренировок, большой выносливости, крепости мышц ног и коленных связок, хорошей физической подготовки. «Присядки» делятся на два вида: полные приседания и полу – присядки.

«Мячики» - выполняются невысокие подпрыгивания в положении сидя, коленочки разведены в стороны, руки полочкой. 

«В партере» - положение сидя, упор руками сзади, выполняются поочередные выбрасывания ног вперед.

«Карусель» - упор на одну руку, вторая на поясе, обегают вокруг руки «циркуль». 

Основные  элементы народного танца для девочек:

«Припадания» - выполняются небольшими шагами вперед или в одну из сторон. Движения плавные. Иногда делаются на месте, с медленным полным поворотом, до восьми «припаданий» за один поворот.

«Ковырялочка» - Исполняется из третьей позиции в сторону – носок, пятка. Сочетается с различными движениями рук и с разными элементами русского народного танца.  Исполняется как с подскоком, так и без.

 

Характеристика возрастных возможностей

Четвертый год жизни.

Танцевальный шаг – простой хороводный.

Движения – выставление ноги (правой) на пятку, притопывание ногой (правой), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки.

Положение рук – руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (Кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс).

Пятый год жизни.

Танцевальный шаг – простой хороводный, дробный шаг («топотушки»), переменный с пятки на носок.

Движения – «ковырялочка» (девочки), «присядка» (мальчики), хлопки с разведением рук в стороны.

Шестой год жизни.

Танцевальный шаг – переменный с пятки на носок (в парах), на легком беге с захлестыванием, с притопом.

Движения – дроби тройные (вариант для мальчиков – на шаге, для девочек – на подскоке), «ковырялочка», присядка.

Седьмой год жизни.

Танцевальный шаг – простой тройной, простой каблучный, переменный, тройной дробный (с притопом на сильную долю), шаг русской кадрили.

Движения – тройные дроби (в различном варианте и темпе), присядка (в различном варианте и темпе), падебаск (для девочек), кружение на припаданиях (вариант для девочек и мальчиков) и другие (с учетом индивидуальных особенностей детей).

Ожидаемые результаты:

1.      Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

2.      Целостное восприятие деятельности.

3.      Дифференцированное восприятие средств выразительности.

4.      Музыкально – сенсорные восприятия.

5.      Восприятие азбуки основных видов движений русского народного танца.

6.      Восприятие ориентировки в пространстве.

7.      Развитие творческой импровизации.

 

Список литературы:

1.  Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. - С-Пб.: Детство - пресс - 2001г.- 400с.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

3. Мерзляковой С.И. Фольклор - музыка - театр. Под редакцией- М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. - 216с.

4. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М.:Сов. композитор, - 1988г.- 190с.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN