Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Системный подход к организации работы по развитию понимания речи и активизации словаря детей

Дата публикации: 2019-01-08 23:01:14
Статью разместил(а):
Крячкова Елена Тимофеевна

Системный подход к организации работы по развитию понимания речи и активизации словаря  детей раннего возраста

System approach to the organization of work on the development of speech understanding and revitalization of the dictionary of young children

Автор: Крячкова  Елена Тимофеевна

МОУ «Детский сад № 269 Ворошиловского района Волгограда», Волгоград, Россия

E-mail: e_kryachkova@mail.ru

Kryachkova Elena Timofeevna

Kindergarten № 269 Voroshilovsky district of Volgograd, Volgograd, Russia

E-mail: e_kryachkova@mail.ru

Аннотация: В данной статье я раскрываю актуальность и необходимость построения системного подхода к организации воспитательно-образовательной  работы с детьми раннего возраста по развитию у них понимания речи и активизации словаря, в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Аnnotation: In this article, I reveal the relevance and necessity of building a systematic approach to the organization of educational and educational work with young children to develop their understanding of speech and vocabulary activation, in the context of the municipal pre-school educational institution.

Ключевые слова: дети раннего возраста, развитие понимания речи.

Keywords: young children, development of speech understanding.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одной  из важнейших  задач воспитания и обучения  детей раннего возраста  является  развитие речи. Задача раннего  формирования речи актуальна, своевременна и сложна.

По данным диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, по результатам анкетирования и бесед  с родителями  мы видим,  что дети,  поступающие, в детский сад имеют  трудности в речевом развитии.  Родители часто не знают, как правильно  помочь преодолеть эти недостатки ребёнку.  Иногда не обращают должного внимания на эти проблемы. Обидно, когда ребёнок отстает в речевом, а, следовательно, и умственном развитии по вине окружающих взрослых людей. Своевременное  развитие понимания речи, так же важно, как и своевременное физическое развитие ребёнка.

Педагоги должны  помочь понять родителям, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться.  Особенно неразумным представляется  нам «сюсюкание»  с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка     « по доброй воле» родителей, других взрослых, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями.

Как не вспомнить пословицу: «Всему своё время», и это как нельзя кстати,  говорит о том, что всё надо начинать с раннего возраста. Именно в этом возрасте формируются возрастные новообразования, которые служат фундаментом для следующих новообразований.  Если в раннем возрасте произошло отклонение в развитии, то это отклонение сохранится и в дальнейшем, если  вовремя не  произойдет коррекция этого отклонения. 

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Развитие понимания речи является важнейшей задачей на начальном этапе  речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной  значимостью и ролью в формировании личности.  Общение детей со  сверстниками в раннем возрасте,  несмотря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие. Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что  оно открывает возможности для  самовыражения ребёнка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания

Поэтому, мы  считаем, что в детском саду необходимо создание таких  педагогических  условий, которые способствовали успешному  речевому развитию ребёнка,  а также целесообразно  разностороннее педагогическое просвещение родителей.   Это будет способствовать  более полному и качественному решению этой проблемы.

Полноценное владение родным языком  является необходимым условием решения задач  умственного и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи:

·         создавать  благоприятные  условия для   овладения  правильной речью;

·         способствовать комплексному  планированию работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста;

·         закреплять  и развивать  у детей навыки речевого общения;

·         формировать у детей  желание овладевать богатством  родного языка;

·         приобщать родителей к проблемам воспитания и обучения детей;

Основные факторы, способствующие в работе по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста.

Одними из основных задач воспитания и обучения детей раннего возраста являются задачи развития речи детей:

  • расширение их словарного запаса;
  • совершенствование грамматической структуры речи;
  • обучение понимания речи взрослых без наглядного сопровождения;
  •  формирование представлений о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними;
  •  добиваться того, чтобы  речь детей стала полноценным средством общения друг с другом

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы:

Первый фактор: Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.

Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на протяжении первых 3 лет ведущим для развития речи: это совместное со взрослым рассматривание предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих. Здесь одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением ребёнка и более часто использовать  именно те предметы и действия с ними, которые вызывают больший интерес, а тем самым и большую речевую активность. Для усиления ориентировочной реакции  можно применять метод изменения  местонахождения предмета, а также предварительное словесное обращение к ребёнку: «Кто там?», « А кто сейчас придёт?».

Второй фактор: Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.

Здесь необходимо выполнение двух обязательных условий:

  • обеспечение частого общения воспитателя с каждым ребёнком, т.есть при проведении групповых игр и занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности.
  • воспитывать у детей  потребность в общении со взрослым.

Третий фактор: Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Здесь существенную роль играет также общение воспитателя с ребёнком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание  на прогулку. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время.

Второй год жизни  ребёнка – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребёнок проходит путь к пониманию словесных поручений взрослого и выполнению нескольких действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках.

Сначала понимание значительно опережает развитие активной речи. Поэтому необходимо развивать у детей способность подражания, увеличивать запас понятных ребёнку слов, воспитывать умение пользоваться речью при обращении к взрослым. Задача совершенствования понимания речи взрослого заключается в формировании разнообразных связей между предметами и словами. Ребёнку необходимо научиться узнавать известные предметы в различной обстановке; осознавать, что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие. К концу второго года жизни слуховое восприятие  совершенствуется настолько, что дети могут различать предметы с фонетически близкими названиями, узнавать и называть знакомые мелодии.

Для развития речи детей и ориентировки в окружающем мире необходимы такие виды деятельности, как наблюдение и рассматривание картинок. Ребёнка привлекают  к наблюдению за трудом взрослых и других детей, некоторыми явлениями природы. При этом приучают понимать простейшие причинно-следственные связи, сравнения.

Яркость, динамичность, эмоциональность – условия для лучшего запоминания названий предметов и действий, сохранения устойчивого к ним интереса.

На третьем году жизни  представления о мире, об особенностях предметов, их соподчиненности, назначении значительно расширяются. На третьем году жизни детей шире знакомят с окружающей жизнью – с элементарными признаками и назначениями предметов. Во время еды, умывания, одевания и других режимных процессов взрослый говорит с ребёнком, называет качества и признаки предметов. Необходимо избегать в разговоре с ним  употребления однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений. Одни и те же мысли, по-разному высказанные взрослым, не только обогащают словарь детей, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем.

У детей в этом возрасте формируется такая важная предпосылка совершенствования произношения, как умение относительно тонко дифференцировать звуки в словах, произносимых взрослым. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются в тех случаях, когда речь идёт о малознакомых или сильно измененных по виду объектах. Бедность впечатлений, представлений, отставание в развитии понимания также могут служить причиной несовершенного различия сходно звучащих слов. Облегчают овладение правильным произношением игры с звукоподражанием. В обычной жизни, беседах с ребёнком, на занятиях его поправляют и просят повторить слово правильно.

В  разговоре с ребёнком взрослый должен учитывать уровень речи ребёнка, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.

Помните: при стимуляции  раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе. Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой.

Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком. не следует ругать ребёнка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

 

Специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей раннего возраста:

1.      Создание развивающей предметно-пространственной   среды, способствующей формированию новых впечатлений;

2.      Правильная речь педагога.

3.      Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;

4.      Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками.

5.      Речевое  сопровождение всех  видов повседневных дел в течение дня.

6.      Домашняя жизнерадостная атмосфера комфорта.

7.      Организация специальных игр и занятий с детьми

8.      Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов.

 

Понимание речи  у ребёнка формируется постепенно:

1. Сначала ребёнок   понимает - слова-указания;

2. Затем слова-названия;

3. Понимание слов - инструкций и  поручений;

4. Понимание рассказов или контекстной  речи.

 

Руководство развитием речи детей в повседневной жизни

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть. и т. д. С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребёнком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и.т. д. и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой ( вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет, путешествует по детскому саду и территории участка).

Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котёнка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. д.

Задача педагогов работающих в группах раннего возраста на основе расширения  ориентировки детей в ближайшем окружении, развивать понимание речи и активизировать словарь.

 

Список литературы:

1. А.Г. Рузская, С.Ю.Мещерякова  - Развитие речи  /Игры и занятия с детьми раннего возраста/ : И. «Мозаика Синтез» Москва 2007г;

2. О.С. Рудик  - Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности: Сфера – Москва- 2009г.

3. Л. Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Педагогика детей раннего возраста: Владос Москва 2007г.

4. С.Н. Теплюк - Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада /методические рекомендации к программе / Мозаика – Синтез Москва -2008г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN