Работа дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Работа дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
The work of the preschool institutions for the preservation and strengthening of health of preschool children
Автор: Кирсяева Надежда Владимировна
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 1 "Берёзка", г. Днестровск, Приднестровская Молдавская Республика.
E-mail: nadianadegda@yandex.ru
Kirsiaeva Nadezhda Vladimirovna
Kindergarten № 1 "Berezka", Dnestrovsk, Pridnestrovian Moldavian Republic.
E-mail: nadianadegda@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается работа специалистов дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Abstract: This article discusses the work of specialists of preschool educational institutions for the preservation and promotion of health of preschool children.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическое направление.
Key words: healthy lifestyle, physical direction.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Одно из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения это физическое направление. Реализуется парциальная программа Зимонина В.Н. «Расту здоровым».
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, мы заботимся о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии с целью снятия мышечного, нервного и психоэмоционального напряжения, а также технологию оздоровительно – профилактического воздействия.
Воспитатели – методисты по физическому развитию решают задачи по развитию физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости); формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма).
Для каждой возрастной группы подобраны подвижные игры, направленные на закрепление различных движений.
Цель этих занятий — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых спортивных играх.
Специалисты совместно с воспитателями организуют мини-походы. Проведение подобных мероприятий создает у дошкольников устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, увеличивает двигательную активность детей на свежем воздухе, одновременно учит применять на практике все умения и навыки, которые дошкольники получили в процессе образовательной деятельности по физическому направлению.
Главная задача, стоящая перед нами воспитать у дошкольников желание быть здоровым и научить умению понимать свое состояние при необходимости помогать себе и другим детям.
Воспитатель — методист приоритетного направления реализует занятия по направлению: «Знакомство с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными». Задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать знания по конкретным темам, но и в том, чтобы воспитать у детей желание быть здоровыми, а у старших — потребность в здоровом образе жизни.
В течение года дети получают элементарные знания о строении своего организма и необходимые навыки ухода за своим телом. Проводим практические занятия с детьми по оказанию элементарной первой помощи при травмах.
В своей работе используем дидактические игры: «Уши. Безопасно - опасно», «Что у человека два», «Что полезно для здоровья», «Что принадлежит человеку», «Анатомия в аналогиях» и т.д.
С детьми старших групп провели исследовательские проекты «Я и мое здоровье», «Азбука здоровья». Итогом данных проектов были созданы совместно с родителями лэпбуки «Укрепляем здоровья», «Здоровый образ жизни». С детьми изготовили лэпбук «Осторожно, огонь!», «Правила дорожного движения», альбомы «Опасные предметы», «Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке».
С детьми были проведены различные мероприятия (занятия, экскурсии, беседы) по безопасному поведению дома, на природе, на улице. Совместно с воспитателями организовываем экскурсии, походы.
Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, видом транспорта, правилами поведения в транспорте и т. д.
Проводим цикл занятий об опасности контактов с незнакомыми людьми, с примерами из жизни, из мультфильмов, из сказок: «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Спящая красавица» и т.д.
Также разыгрывали типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми:
- «Пойдем со мной, я дам тебе конфетку»;
- «Тебя мама ждет дома, давай проведу»;
- «Смотри какая у меня красивая машина, хочешь покататься» и т.д.
Также использовали дидактические игры «С кем дружить, а с кем нет», «Где найти друзей», «Нормы поведения», «Куда бежать, если за тобой гоняться» и т.д.
После бесед и обсуждений приходили к единому мнению, кто правильно поступил или как надо поступить в той или иной ситуации.
Мы считаем, что важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить что хорошо или что плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
При работе с детьми особое внимание уделяю эмоциональному благополучию детей, воспитываю в детях доброжелательное отношение друг к другу. Во время занятий дети знакомятся не только с понятием «психологическое здоровье», но и с его составляющим. Данный вид деятельности позволяет обучать детей навыком взаимодействия и сотрудничества, адекватным способом выражать свои эмоции и душевное состояние; умение выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций.
Воспитатели возрастных групп проводят закаливающие мероприятия с детьми согласно рекомендациям педиатра: ходьба по «мокрой дорожке», воздушные ванны, в летний период босохождение по траве, песку и т. д.
Также для оздоровления дошкольников учим их выполнять различные игровые массажи и самомассажи, проводим кинезиологические игры и упражнения, психогимнастические упражнения.
Педагоги формируют у дошкольников привычку кушать разную пищу. При необходимости воспитатели проводят индивидуальные беседы с родителями о питание ребенка дома.
Хочется несколько слов сказать о информационно-коммуникационных технологиях, которые мы применяем на занятиях.
При проведении занятий, мы используем презентации. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Для закрепления полученных знаний подобрали видеоматериалы (мультфильмы, познавательные передачи) для дошкольников,
В организации работы по оздоровлению участвуют все работники дошкольного учреждения. Воспитатели, специалисты работают в тесном контакте. Воспитатели организуют и проводят физкультурные минутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, гимнастику после сна, закаливающие процедуры. Специалисты также, на своих занятиях проводят пальчиковую гимнастику, физкультурные минутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
Воспитатели, специалисты следят за состоянием здоровья детей, заботятся о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке.
Педагог-психолог дает рекомендации педагогам по адаптации детей к дошкольному учреждению, помогает наладить положительные отношения с детьми, снять нервное напряжение. Педагоги в своей работе применяют игры, которые рекомендует педагог – психолог для снятия нервного напряжения. Она также проводит работу с детьми, имеющими недостаточный уровень психофизического развития, отрицательно сказывающегося на успешности освоения программного материала.
Старшая медицинская сестра, совместно с педиатром проводит обследование физического развития детей и состояния здоровья, составляют индивидуальные рекомендации. Воспитатель-методист приоритетного физического направления с медицинским работником осуществляет контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями: допускает детей на занятия после перенесенных заболеваний, за соблюдением закаливающих процедур (постепенное закаливание детей после перенесенных заболеваний). Также осуществляет контроль над рациональностью и сбалансированностью питания.
Воспитатель-методист по физической культуре совместно со старшей медицинской сестрой, педагогом-психологом анализируют индивидуальные психические особенности детей в развитии и состояние их здоровья.
Результаты работы по физическому развитию показывают, что произошли не только количественные изменения уровня здорового образа жизни, но также и качественные – дети стали более активными, подвижными, более строгими в соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям. Проводимые НОД помогли детям познакомиться с правилами безопасного образа жизни, и поэтому на прогулках, в беседах дети стали замечать опасные ситуации – пешеход пытается перейти дорогу в неположенном месте, кто-то из детей заговорил с незнакомым, дети его предупреждают о том, что так поступать не надо и т.д. Полученные результаты показывают, что проведенные мероприятия повысили уровень здорового образа жизни детей.
Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематически работать по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, то все это способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.