Здоровьесбережение в дошкольном учреждении
Здоровьесбережение в дошкольном учреждении
Health care in preschool
Автор: Кадиева Фарида Устархановна
аспирант ФГБОУ ВПО ДГПУ, воспитатель МАДОУ «Надежда», Ноябрьск, Россия
E-mail: f.kadieva@mail.ru
Kadieva Farida Ustarkhanovna
Postgraduate student of FSBEI HPE DGPU, educator MADUO "Nadezhda", Noyabrsk, Russia
E-mail: f.kadieva@mail.ru
Аннотация: Решение задач укрепления физического и психического здоровья невозможно без создания современной здоровьесберегающей среды. В ДОУ должны быть созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.
Abstract: meeting the challenges of enhancing physical and mental health is impossible without a modern health saving Wednesday. The DOW should be created favourable conditions for the physical and mental health and emotional well-being of children.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии в детском саду, дети, детский сад.
Keywords: zdorovesberezhenie, health-preserving technology in kindergarten, children, kindergarten.
Тематический раздел: Дошкольное образование.
Здоровьесберегающая среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности. Развивающая среда в ДОУ должна быть организована с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать их двигательную активность.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Педагоги должны добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.
Решение задач укрепления физического и психического здоровья невозможно без создания современной здоровьесберегающей среды. В ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей. Здоровьесберегающая среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности.
Развивающая среда в ДОУ организованы с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать их двигательную активность.
Оздоровительное пространство ДОУ включает в себя и оборудование, позволяющее осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:
Оборудование:
- ионизаторы воздуха в группах
- бактерицидные лампы
- спортивные тренажеры (в спортивном зале)
- оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в том числе физкультурные уголки и спортивные комплексы),
- выносной материал для занятий физической культурой на участке
- атрибуты для подвижных игр
- оборудование для спортивных игр (баскетбол, хоккей)
- оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале)
- оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале)
- мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, арки и кольца и т.д.
Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающего режима обучения. Для этого в ДОУ созданы следующие необходимые условия:
- соответствующая освещенность помещений.
- правильно подобранная и расположенная мебель (расстояние между рядами столов, расстояние между первым столом и доской (мольбертом), левосторонняя освещенность)
- соблюдение температурного режима, графика проветривания и влажной уборки помещений перед НОД
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей (в том числе, физминутки во время проведения НОД или минутки отдыха)
- чередование активных и малоактивных видов НОД в расписании (лепка – физкультурное)
- соблюдение длительности занятий согласно нормам СанПиНа
- соблюдение длительности и содержания прогулки в соответствии с нормами СанПиНа
- максимально допустимая недельная учебная нагрузка и время перерыва между занятиями соответствует возрасту детей, нормам СанПиНа
В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, помогает развитию правильной осанки.
Утренняя гимнастика направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
С целью предупреждения утомления во время НОД, связанных с длительным сидением в однообразной позе в группе проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
В процессе учебных занятий желательно включать игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Также для развития мелкой моторики рук и пальцев проводятся пальчиковые игры и гимнастика с массажными мячиками су-джок. Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, оказывает благотворное влияние на весь организм.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимо включать дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика увеличивает вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, осуществляет профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе ежедневно проводится артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость
- улучшить подвижность артикуляционных органов
- укрепить мышечную систему языка, губ
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Подвижные игры, также, проводятся и в групповой комнате (в течении дня должно быть пять видов подвижных игр: средней тяжести и сложной тяжести).
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Физкультурное занятие – ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несёт в себе определённую «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки.
После разминки дети ходят по массажным дорожкам. Массажная дорожка способствует массажу стопы. Дети ходят босиком, это способствует формированию стопы и укреплению организма детей.
Активный отдых (спортивные развлечения, Дни здоровья, спортивные досуги) позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка.
Все перечисленные формы работы способствуют укреплению здоровья наших детей.
Список литературы:
1. Л. Пензулаева «Физическая культура для старшей группы»
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.