Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Ранняя профориентация дошкольников

Дата публикации: 2018-11-22 19:06:48
Статью разместил(а):
Аносова Елена Петровна

Ранняя профориентация дошкольников

Early career-preschoolers

 

Автор: Аносова Елена Петровна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 11» г. Коркино, Челябинская область, Россия

E- mail: petrovna_anosova@mail.ru

Anosova Elena Petrovna

Educator Kindergarten № 11, Korkino, Chelyabinsk oblast, Russia

E- mail: petrovna_anosova@mail.ru

 

Аннотация: Дошкольное детство — короткий, но важный период становления  личности.  В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться  определенное  отношение  к  людям, к  труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из - за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно  принято считать,  что  основным  периодом  самоопределения  (выбора  профессии) является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном  детстве.  Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое  многообразие  материала  для  выбора  и  отведено  достаточно  времени  на размышления.

Abstract: Preschool childhood is short, but important period of the personality.  In those years, the child acquires the initial knowledge about the world, it begins to form a certain attitude towards people, labour, produced the correct behavior habits, there is character.  Choice of profession for the soul is one of the components of a happy human life. Unfortunately, often the choice is done at the insistence of the parents or for "company" with a friend. And often answer the question about who become, fails due to lack of knowledge about the specifics of that or other professional activities. Traditionally, it is considered that the main period of self-determination (profession) is adolescence. However, the first acquaintance with the world of professions occur even in preschool childhood.   In fact, make the choice much easier when submitted by a great diversity of material and sufficient time for reflection.

 

Ключевые слова: профориентация, дошкольники.

Keywords: vocational guidance, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, чем заниматься?»

В. Маяковский

 

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирают игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Родители должны осознать, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений нашего города. Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, прежде всего, с профессиями, связанными со спецификой родного города, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.

 В нашей группе, мы воспитатели, по оценке  результатов мониторинга, составили календарно – тематический план работы по профориентации дошкольников, выделили  следующие задачи: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

Так как цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру, то для реализации этой цели, организовываем с детьми  циклы игровых упражнений «Интервью на тему «Кем быть?», рассматривание тематического словаря «Профессии», «Современные профессии», беседы «Работа моих родителей», «Профессия папы и мамы», организация традиций «Сладкий час», чтение художественной литературы о профессиях и труде взрослых с использованием медиатехнологий «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского, «Федорино горе» К. Чуковского, Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; создание атрибутов для организации сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Шоферы», «Летчики», «Парикмахер», «В мастерской», проектную деятельность «Любимые профессии», дидактические игры «Кто где работает», «Кто это знает и умеет», «Кто что делает?», «Кому это нужно», «Исправь ошибку», игры-викторины «Все профессии нужны, все профессии важны» и многие другие.

В рамках взаимодействия с родителями в ДОУ практикуется оформление и постоянное обновление информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников гордиться профессией родителей; совместное пополнение атрибутов для организации сюжетно - ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой; собрания  видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия города Коркино», «Предприятия Челябинской области». Вопросы ранней профориентации рассматриваются на родительских собраниях, совместной образовательной деятельности с активным участием родителей, «Дни самоуправления» - где родители рассказывают о своих профессиях, проводят мастер - классы; оформляются папки – передвижки для родителей «Что рассказывать детям о профессиях»; выставки детских работ по изодеятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на Руси».

Благодаря тому, что детский сад находится в центре города, проводятся экскурсии в социальные учреждения и предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии).

 Очень важно выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как сюжетное рисование после проведенных наблюдений, экскурсий; конструирование, лепка, аппликация орудий труда, инструментов, оборудования; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; составление рассказов из опыта, выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий, конкурсы рисунков и фотографий; КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.

Одно из таких мероприятий прошло в нашей группе 19 января «Встреча с интересными людьми» из цикла «Профессия моих родителей». Мама Полины Игиной – Ирина Анатольевна работает в «Тортовом доме» - пекарем. Ирина Анатольевна рассказала детям о своей нелегкой профессии, рассказала, как замешивают тесто для хлебобулочных и кондитерских  изделий. Показала, какими инструментами пользуется пекарь (скалка, кисточка для обмазывания еще не готовых изделий, нож, формочки и т.д.) Ребята узнали, что тесто можно месить специальным агрегатом «тестомес», а Ирина Анатольевна замешивает тесто своими теплыми руками! Поэтому вся продукция «Тортового дома» разбирается очень быстро!

В завершении своего рассказа Ирина Анатольевна с ребятами наполнили начинкой (вареной сгущенкой), принесенные ею заготовки для печенья «Орешки». Ребята были в восторге от такого сюрприза, а некоторые ребята решили в будущем стать пекарем! После совместного изготовления печенья «Орешки», мы организовали чаепитие!

 

Список литературы:

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Е. И. Шалашова «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
  3. Т.В. Меркулова «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»
  1. Детям о профессиях «Кем Быть?». Серия демонстрационных картин с методичкой
  2. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г. с методическими рекомендациями.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN